Поразмышляем над книгой Неемии, как совершалось служение, которое Господь приготовил для Своего народа.
В то время в Израиле была большая нужда в том, чтобы восстановить город. И это было совершено служением Духа.
«Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?» (Екклезиаст 6:11-12 )
Я вижу три непростых вопроса. Что для человека лучше? Я думаю, всем это знакомо: когда время потеряно, но ничего не сделано, — ты просто потерял время. Написано, что много есть вещей, которые умножают суету. Что же для человека лучше? — Хороший вопрос. Куда деться от суеты? — Конечно же, первый ответ — это Бог — лучше, чем суета! Второй вопрос: Что для человека лучше в жизни? — Конечно, это Бог. И третий вопрос: Кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? — И третий ответ: Бог! И уже никто ничего не может сказать.
Это удивительная книга, мистическая. Не пренебрегайте ею. Кто-то говорит, что она — для начального познания Бога. Это заблуждение! Все Писание Богодухновенно, ее надо понять, как и Песню Песней. Она не слабее по своему мистическому погружению в глубину и познанию.
Представьте себе, что если Бог говорит нам Духом Святым одно — значит, Он хочет донести нам нечто через откровение. Для чего Бог это делает? — Для того, чтобы ещё более убедительно нам внушить какое-то Слово, чтобы мы ещё более были утверждены в определённой мысли, которую Он хочет послать. Господь говорит: «Верьте пророкам и откровениям Его». Писание говорит, чтобы мы не пренебрегали пророчествами, что это очень важно, чтобы мы верили в откровение. Если мы пренебрегаем откровением, оно перестаёт с нами говорить. Это очень важно, чтобы мы верили, что Бог говорит через откровение. Потому что Он хочет усилить и донести что-то особенно убедительным образом. Он говорит: «Верьте пророкам и будет вам успех».
Что происходит, когда мы отвергаем откровение или пророка? — Мы отвергаем награду пророка. Но когда мы принимаем откровение, которое слышим от Господа, то получаем благодать награды этого откровения, для чего оно и было послано.
Я призываю вас быть очень внимательными к откровениям, которые посылает Дух Святой.
Если вы пророческий человек, то вам многое понятно. Когда Дух Святой говорит, и откровение провозглашается, оно начинает действовать. Принимаем мы или нет — понимаем ли мы или нет до конца — но Слово пошло. Мы не пренебрегаем откровением, но поднимаем и освобождаем его для того, чтобы оно действовало. Мы открываем портал, и оно начинает действовать.
Неемия. Созидание града Господнего.
Очень важно понять разницу города и дома Господнего. Мы встречаем в Писании, когда идёт восстановление города, как это было в Нееемии, и восстановление дома Господнего, которое было при Ездре. Мы должны понять, что град Господень — это Апостольское служение. Неемия восстанавливал именно город. А дом Господень — это поместная церковь.
В книге Неемии идёт учение об Апостольском измерении служения.
У нас, как у церкви Христовой, есть главные цели на небе. У церкви из язычников есть предназначение — написано, чтобы мы славили. Когда она будет соединена с Израилем на небесах, она будет славить. Также она призвана победить, чтобы воссесть на Престоле Отца. Господь желает, чтобы мы воссели на Престоле Отца. Воссядут победители.
А на земле главные цели церкви — войти в святость Божью. Без святости никто не увидит Господа, поэтому нам надо жить освящённой жизнью. На земле нам нужно поклоняться, чтобы умножать поклонение. Сказано в Малахии, что на всяком месте будут распространять благоухание. На земле нужно постичь, принять и явить любовь Христову. Наша цель на земле — благовествовать народам, потерянным людям.
Это главные цели. Держите перед своими глазами, чтобы не потерять фокус, чтобы ничто не могло нас уклонить и увести в сторону. Не покупайтесь ни на что!
Продолжайте не отвлекаться от главной цели, ради которой мы призваны.
Нееемия прошёл длинный путь. Это были шаги, как он созидал церковь Христову. Первое, что пережил Неемия, будучи вдалеке от Иерусалима и неся работу виночерпия у царя, — сокрушение о своём народе. Даже царь увидел эту перемену в лице Неемии.
Первое, что нужно Церкви Христовой — отождествиться с сердцем Бога — о состоянии града Божьего. Это сокрушиться и отождествиться.
«И сказали они мне: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем». Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: «Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего» (Книга Неемии 1:3-6).
Господь, дай нам сегодня отождествиться с Твоим сердцем, чтобы мы могли чувствовать наши церкви, чтобы видели их так, как видит Бог.
Вторая вещь, которую пережил Неемия — принятие призвания на великое дело Божье. Он был виночерпием, слугой, невеликими человеком был, пленником.
«Но царь сказал мне: «Отчего лицо у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце?» Я сильно испугался и сказал царю: «Да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем!» И сказал мне царь: «Чего же ты желаешь?» Я помолился Богу небесному и сказал царю: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Книга Неемии 2:2-5).
Он принял призвание на великое дело себя маленького. Он принял ответственность. Избрание себя на такое великое дело — восстановить город! Он поверил, принял призвание человека, который поверил, что станет восстановителем развалин. Изберите себя! Не думайте, что вы слишком маленький для большого дела. Неемия принял призвание — восстановить разрушенный город в великом пленении Израиля.
Третье — Неемия получил посланничество, когда обрёл избрание. Это важно — иметь удостоверение посланничества и ценить это измерение.
«И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: «Сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься?» И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время» (Книга Неемии 2:6).
Моя молитва о том, чтобы нашему Царю было благоугодно послать нас. Он сказал: «Идите!». Будьте благословенны! Давайте сфокусируемся на главных целях нашей жизни и не будем отвлекаться, смущаться. Надо побеждать и радоваться, торжествовать в Господе Иисусе. Потому что Бог избрал для определённой цели.
Четвёртое — Неемия исследовал и оценил состояние города.
«И пришел я в Иерусалим. И пробыв там три дня, встал я ночью с немногими людьми, бывшими при мне, и никому не сказал, что́ Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима; животного же не было со мною никакого, кроме того, на котором я ехал. И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Книга Неемии 2:11-13).
Очень важно исследовать. Некоторые приходят в города и народы, но не исследуют того места, в которое приехали. Некоторые просто из-за страха людей. Когда ты послан — то ты не едешь писать мемуары, ты не едешь заработать, — ты едешь ради людей. И когда ты забываешь главную цель — люди — ты теряешь её. Поэтому очень важно оценить состояние того, что мы делаем сегодня, исследовать вопрос. Оцените истинное состояние своих городов и народов. Чтобы вы не просто статистами были, но чтобы у вас была духовная молитва, чтобы вы были информированы, как правильно молиться.
Пятое — Неемия выбирает верных для работ.
Очень важно, чтобы вокруг нас были верные люди. Этому мы научились, — что неверные подводят нас. Но будьте мудры! Поднимайте свои лица и не воюйте с людьми — воюйте с дьяволом. Занимайтесь избранием верных Божьих для работы.
«И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: «Будем строить, — и укрепили руки свои на благое дело» (Книга Неемии 2:18).
Неемия избрал верных для работы. Какое это наслаждение и счастье! Но это рождается не на пустом месте. И какое горе, когда ты работаешь с предателем — который улыбается при лице, а за спиной «куёт козни». Это ужасное горе! Господь хочет очистить нас, чтобы мы были непорочные в любви, верные Христу и друг другу.
Шестое — Неемия устанавливает стратегию.
«И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела. И подле него строили Иерихонцы, а подле них строил Закхур, сын Имрия. Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи: они покрыли их, и вставили двери их, замки их и засовы их. Подле них чинил стену Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца; подле них чинил Мешуллам, сын Берехии, сын Мешизабела; подле них чинил Садок, сын Бааны; подле них чинили Фекойцы; впрочем знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего. Старые ворота чинили Иоиада, сын Пасеаха, и Мешуллам, сын Бесодии: они покрыли их и вставили двери их, и замки их и засовы их. Подле них чинил Мелатия Гаваонитянин, и Иадон из Меронофа, с жителями Гаваона и Мицфы, подвластными заречному областеначальнику. Подле него чинил Уззиил, сын Харгаии, серебряник, а подле него чинил Ханания, сын Гараккахима. И восстановили Иерусалим до стены широкой. Подле них чинил Рефаия, сын Хура, начальник полуокруга Иерусалимского. Подле них и против дома своего чинил Иедаия, сын Харумафа, а подле него чинил Хаттуш, сын Хашавнии. На втором участке чинил Малхия, сын Харима, и Хашшув, сын Пахаф-Моава; они же чинили и башню Печную. Подле них чинил Шаллум, сын Галлохеша, начальник полуокруга Иерусалимского, он и дочери его. Ворота Долины чинил Ханун и жители Заноаха: они построили их, и вставили двери их, замки их и засовы их, и еще чинили они тысячу локтей стены до ворот Навозных. А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, — он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. За ним чинили левиты: Рехум, сын Вания; подле него чинил Хашавия, начальник полуокруга Кеильского, за свой округ. За ним чинили братья их: Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга. А подле него чинил Езер, сын Иисуса, начальник Мицфы, на втором участке, напротив всхода к оружейне на углу. За ним ревностно чинил Варух, сын Забвая, на втором участке, от угла до дверей дома Елияшива, великого священника. За ним чинил Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца, на втором участке, от дверей дома Елияшивова до конца дома Елияшивова. За ним чинили священники из окрестностей. За ними чинил Вениамин и Хашшув, против дома своего; за ними чинил Азария, сын Маасеи, сын Анании, возле дома своего. За ним чинил Биннуй, сын Хенадада, на втором участке, от дома Азарии до угла и поворота. За ним Фалал, сын Узая, напротив угла и башни, выступающей от верхнего дома царского, которая у двора темничного. За ним Федаия, сын Пароша. Нефинеи же, которые жили в Офеле, починили напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни. За ними чинили Фекойцы, на втором участке, от места напротив большой выступающей башни до стены Офела. Далее ворот Конских чинили священники, каждый против своего дома. За ними чинил Садок, сын Иммера, против своего дома, а за ним чинил Шемаия, сын Шехании, сторож восточных ворот. За ним чинил Ханания, сын Шелемии, и Ханун, шестой сын Цалафа, на втором участке. За ним чинил Мешуллам, сын Берехии, против комнаты своей. За ним чинил Малхия, сын Гацорфия, до дома нефинеев и торговцев, против ворот Гаммифкад и до уго́льного жилья. А между уго́льным жильем до ворот Овечьих чинили серебряники и торговцы» (Книга Неемии 3:1-32).
Чинили и священники, и серебрянники, и торговцы, придверники — это очень важно — высвободить стратегию, когда все члены церкви могу служить, не просто один пастырь приходит к младенцам, но когда все члены служат в церкви Христовой. Сегодня нам нужно развить стратегии восстановления.
Седьмое. Неемия даёт отпор вражьим проискам.
«Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: «Что это за дело, которое вы делаете? Уж не думаете ли возмутиться против царя?» Я дал им ответ и сказал им: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Книга Неемии 2:19-20).
«Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений — впрочем, до того времени я еще не ставил дверей в ворота, — тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: «Приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно». Они замышляли сделать мне зло» (Книга Неемии 6:1-2).
В жизни много раз люди замышляли зло. Но это делает строящих сильнее. Иногда за себя заступаться не надо, но за народ Божий надо. Ты можешь нести поношения, но ты не можешь позволить врагу поносить народ Божий — немощных, слабых, малодушных. Поэтому Господь призывает нас сегодня в готовность дать отпор вражеским проискам. Писание говорит, что это была та среда, в которой служил Неемия. Прямо под давлением и градом атак он продолжал служить. Сделайте свои обстоятельства средой для укрепления. Пусть все давление и атаки станут нашей силой.
Восьмое. Неемия имел целеустремлённость и одержал победу над врагами.
Он был виночерпием, человеком мирным. Но какая мудрость была у Неемии!
«Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас: тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их. И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: «Не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои». Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу. С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: «Работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас». Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, — и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода» (Книга Неемии 4:12-23).
Братья и сестры, молитва и Слово! Давайте взбодримся! Когда мы молимся и читаем Божье Слово каждый день, то приходим в себя, мы собираем своего внутреннего человека воедино. Когда мы перестаём читать Божье Слово, мы теряем себя — теряем понимание, кто мы, теряемся в пространстве, во времени, начинаем блуждать в невесомости. Когда ты читаешь даже через непонимание, ты приводишь себя в порядок — очищаешься. Старайтесь читать Слово каждый день и молиться Богу наедине. Потому что таким образом ты становишься на путь, ведущий к вечности. Это очень важно. Написано, что под рукой у них всегда были меч и вода.
Когда у тебя есть Слово и молитва — ты не будешь смущаться, бояться, потому что у тебя есть Господь в сердце, огонь Божий.
«Но я послал к ним послов сказать: «Я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам». Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же» (Книга Неемии 6:3-4).
Не сходите со стены! Занимайтесь своим делом!
«Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же. Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. В нем было написано: «Слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам; и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе». Но я послал к нему сказать: «Ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом». Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои» (Книга Неемии 6:4-9).
Духовный человек никогда не будет никого преследовать. Божий человек не делает никакого зла никому в жизни, не мстит.
«Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия, тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан. В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? «После сего, когда смеркалось, у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. Но я строго выговорил им и сказал им: «Зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас». С того времени они не приходили в субботу. И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей! Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. «Не из-за них ли, — говорил я, — грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?» Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!»
Книга Неемии 13:19-27, 30-31
Неемия по полной программе сделал очищение всего Иерусалима, всего народа. Давайте мы очистим нашу жизнь от всякой нечистоты, которая может только у нас быть! Какие-то привычки, лень — кто-то сказал, что бич для ума — бездейственность, — надо очиститься. Ум наш должен быть в чистоте, потому что без святости мы не увидим Господа.
Неемия пошёл действовать и вселять стратегии — он служил, собирал глав поколений, кормил, приносил большие жертвы. Был поднят закон.
«И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно» (Книга Неемии 12:43).
Это был Апогей славы. Неемия продолжал развивать пути к славе Господней. В дальнейшем восстановился храм Дома Господнего, и Ездра восстанавливал его. Стали подниматься пророки — Аггей, Захария.
Главное послание сегодня к народу Божьему — чтобы мы не отвлекались. Не будьте слабыми духом, душевными, чтобы унывать. Поднимитесь выше, будьте верными Господу Иисусу Христу. Стойте, поднимите ваши лица! Сияйте!
Не позвольте себе сойти со стены! Неемия — это великий пример доблести, мужества Божьего человека! Пусть поднимется этот дух Неемии, чтобы каждый из нас мог отстоять свою часть ворот, часть стены, чтобы мы не были слабым местом, но чтобы мы были верными, крепкими, как стена Господня, чтобы не постыдиться, когда придёт время воздаяния!