Трудно представить Христа, Который сидит в кабинете и пишет книги. Иисус всегда двигался. Христос отдавал Свою жизнь людям, менял перспективы, ландшафты. Он двигался, и там, где Его хотели удержать и даже сделать царём, — Он уклонялся. Иисус всегда был в движении.
Для паломника очень важно — видеть мир и другими глазами. Нужно двигаться. Мы с вами путешественники, мы плывём по реке жизни, это хорошо, и это неизбежно.
Есть вещи неизбежные. Печально сражаться с неизбежностью — есть вещи, которые мы в силах изменить, и даже, в какой-то степени, должны их менять, и есть вещи, которые мы не в силах изменить, и мы не должны их менять. Есть Божье определение, которое Он нам сказал в Слове Своём и даже дал нам в дух — вечное знание, которое мы должны найти внутри себя.
«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Луки 14:31-35).
Почему именно так идёт стратегирование победы у царя, — «кто не отрешится»? Почему Господь связывает эти вещи? Речи идёт о том, что человеку нужно исчислить издержки. Он говорит, что не стоит идти на войну с тем, кто больше тебя — с неизбежностью провидения. Бог говорит, что если вы разумны, тогда не пойдёте на войну сразу, заблаговременно зная, что проиграете. Есть вещи, с которыми сражаться бесполезно.
Поэтому Господь говорит: «… так каждый из вас должен отрешиться от того, что имеет, чтобы быть Моим учеником». Дальше Он говорит, что состояние отношения — это не беспечие, это сосредоточенность на течении реки жизни, это внимательное наблюдение.
Дальше Он говорит, что соль не должна потерять силу — это соль премудрости, истинной силы жизни.
К сожалению, бывает так, что люди не следят за своим здоровьем, они лечатся тогда, когда уже поздно, когда болезнь проявляется, вместо того, чтобы предотвращать ее.
Так же и духовный человек. Когда мы видим определённые заболевания духовного человека — плохие черты становятся частью характера, раздражительность не вызывает глубокого покаяния со слезами, повышенный голос, оскорбительные слова, плохие привычки, — мы понимаем, что это симптомы внутреннего перегорания. Очень важно, чтобы мы имели равновесие и гармонию между внешним человеком, который трудится в Апостольских трудах, — на земле, в материальном мире — и между той стороной человека, которая является внутренней. Павел говорит, что истинный иудей — тот, кто «внутренне таков». Или он говорит о красоте женщины, как о «сокровенного сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа».
Бог смотрит не наши в физические способности, потому что это все — тление, земля, но Бог готовит нашего внутреннего человека. Это важно. Когда мы «запускаем» именно его, то тогда приходит время, когда мы должны все проанализировать и поправить.
Подумайте над этим: «сокровенный сердца человек». Нам нужно заниматься созиданием внутреннего человека.
Представьте, что сестра кроткая, но дома кричит, раздражается. Это духовное заболевание, потому что она «запустила» себя.
И не важно, в каком состоянии муж — она «запустила» себя. Она позволяет себе такие вещи как часть жизни. То же самое о братьях.
Если внутренний человек, который должен со дня на день обновляться, ветшает, нам нужно задуматься. Человек с возрастом в Господе должен добреть. Он должен становиться более мягким, более нежным, более милосердным, более сострадательным. Но бывает, что человек, наоборот, становится более нервным, раздражительным, непримиримым.
Поэтому сегодня мы хотим поговорить об этом — но не в стиле морали, а созерцания.
В Притчах сказано, что «слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина».
Помню одну проповедь, которую я услышал более двадцати лет назад, я был восхищён масштабом широты взгляда проповедника: он сказал, что современная культура вобрала в себя несколько составляющих — это восточный мистицизм и также превалирование молодёжной культуры, которая отодвигает зрелость и старость как нечто не просто ненужное, но даже греховное!
Какое безумие! Ведь каждого молодого человека ждёт старость! И отодвигать ее на «вторую полку», стыдиться как неправильного — безумие. Ты осуждаешь самого себя, ведь пройдёт двадцать или тридцать лет, и ты будешь нести за то, как ты к этому относился.
В Священном Писании сказано, что у юношей есть слава. И у стариков есть слава. Поймите, что старость имеет Божью славу. Это прекрасно!
В каком бы возрасте вы ни были, у вас есть доступ к славе вашего возраста. В ваши года, над вашей цифрой есть облако славы. Найдите его. Сила юношей — то есть, сила жизни, юности, этого непосредственного доверия, сила порыва. Это восхитительно и невероятно! Молодость постоит сама за себя. Жизнь идёт изо всей силы.
Слава стариков — в мудрости. Но молодость сдвигает их, и пожилые люди стыдятся своего возраста, особенно женщины. Люди идут на разного рода ухищрения, чтобы замедлить время и выглядеть моложе. Вся медиа индустрия проклинает возраст и старость. Она вклинивается в наше сознание, чтобы доказать нам, что мы должны выглядеть как можно моложе. И даже молодые люди, девушки уже в 20 лет благодарят, если им «дали» до двадцати лет.
Старость — это когда нет гармонии внутреннего мира и тела.
Нужно поступать соответственно возрасту. Но люди стыдятся, они ведут себя в пожилом возрасте, как молодые, и это позорит человека. У стариков есть своя слава.
Поставьте цифру своего возраста и, пожалуйста, не уменьшайте и не увеличивайте её. Живите сообразно тому, сколько вам исполнилось. Нарисуйте облако и над ней напишите «шейхина», потому что ваша цифра имеет право на неё.
Как человек может остаться «неиспорченным»? Хождение в церковь не делает нас духовными. Мы должны трудиться. Христос сказал: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Мне кажется, я озорной ребёнок. И теперь я знаю, что не один. Это есть подлинное «я». Это и есть подлинный твой человек. Иисус однажды взял дитя и сказал: «Если не умалитесь, как дети, не можете быть Моим учеником». Это умалённое чадо и видит Господь в нас.
Вот такой парадокс. Что мы будем делать с этим юношей? Что мы будем делать со взрослеющей и трансформирующейся полотью?
Возьмите свой возраст и нарисуйте над ним облако благословения — «шейхины» — потому что это и есть ваше благословение, не стыдитесь! Если церковь зайдёт в этот обман, это будет великий позор. Потому что Бог будет вразумлять девиц и юношей сновидениями и видениями, и также старцев. Все они будут вместе, все — под славой Божьей. Хочу благословить вас всех этой благословенной истиной — чтобы мы нашли славу над нашей цифрой. Есть благодать сезонов.
Мне нравится один пример — про монахов. Монах — это не тот человек, который бежит от несчастной любви. Идут к Господу, а не убегают от жизни.
Если вы подойдёте резко к монаху, приоткроете его капюшон, а он улыбается — значит, он истинный монах. Монах под капюшоном должен улыбаться всегда, потому что он любит Господа. Вот так мы должны с вами жить — не возраст под капюшоном, а состояние души.
Если приоткроют ваш капюшон, что там увидят люди? Вы уверены, что окружены правильными людьми, вы уверены, что спасены? Поэтому то, что не должно стареть, — это наш ум. Ум может быть уже не таким острым, но страх нельзя допускать.
Какие наши самые большие страхи — связанные с возрастом, с внешностью? Чего мы боимся? Очень важно сегодня понять этот момент. Мы не течём в реке жизни, мы живем моментами. И мы выбираем, будем ли мы несчастными или счастливыми.
Наш внутренний мир. Возьмите этот «кайрос», этот момент — и проживите его счастливо! Возрадуйтесь! Возблагодарите! Дайте благодарное сердце этому моменту! Не смотрите вперёд и на других — будьте благодарны за «сейчас».
Может, есть какая-то боль в боку — но это всего лишь «земля», это «физика», а твой дух вечен. Возрадуйся и возблагодари!
Это и есть твоя жизнь. Дыши полной грудью. Не важно, сколько лет монаху под капюшоном, важно, что вечность уже дышит, вечность уже здесь. Как же это прекрасно!
Раньше я стыдился этого озорного мальчишку внутри себя, но Господь его видит. Тот настоящий — это и есть подлинный ты. Не грусти о будущем, живи нынешним.
Если бы вы назвали свои страхи — чего вы больше всего боитесь? Попробуйте не убегать от них, а пригласить их на чай. Может, они вовсе и не враги! Может, они сами боятся вас.
Мы не чувствуем, когда Павел или Иоанн стали стариками. Мы слышим, когда Павел был юношей, потом Павел стал старцем. Но мы не чувствуем разницы. Почему? Потому что он так и «плыл», «шейхина» была над его головой.
Как нужно упроститься, чтобы даже признавать ошибки, говорить правду. Если бы сейчас мы бы смогли сбросить с себя «кольчуги» и просто возвратиться к своему подлинному «я»! Как это было бы чудесно! Тогда любовь не имела бы границ и приняла истинное своё лицо.
Запомните две вещи — «улыбка под капюшоном» и «ваша цифра с облачком».