Сомнение — это признак веры. У неверующего человека не должно быть сомнений. Сомнения могут быть в чем-то, но если мы сомневаемся в Боге, то значит, мы верующие.
Атеист не верит в Бога, он в этом не сомневается. А мы иногда сомневаемся в Боге по отношению к нам.
Бог свят. Он великий. Он сильный и всемогущий. Это понятно. Но по отношению к нам — это уже не понятно. Не всегда мы бываем уверены в том, что Он нас любит. Потому что мы сравниваем отношение Его любви со своими обстоятельствами. С чем еще мы можем сравнить? — С чувствами. Мы не «чувствуем», что Бог любит. Если я не «чувствую» внутри, то тогда где Бог? Или если я так живу, где тогда Его любовь ко мне? Мы начинаем задавать в себе эти вопросы, и они вызывают у нас противоречия.
Сегодня мы поговорим об отрешенном человеке. Христос сказал такие слова: «Кто не отрешится…». Человек отрешенный как неадекватный. Мне не очень нравится это слово, возможно, в греческом переводе оно имеет другое значение. Скорее, отсутствующий и присутствующий одновременно. Возможно, как Бог. Присутствующий как Вездесущий, и Отсутствующий как лично.
Как мы назовем этого человека? — Пилигрим, или паломник, или созерцатель. Пилигрим духа.
У пилигрима есть противоречия. И это нормально. Человек, который глубоко не погружается в свой духовный мир, не имеет столько противоречий. Чем поверхностней, тем меньше проблем внутри.
Противоречия пилигрима это нормально. Он простирается через пустоту. Пустота. Подумайте над этим. Что такое пустота. Пустота. Для меня самое пустынное место — это не пустыня, это космос. И не в том смысле, что планеты далеко стоят друг от друга, а в плане бесконечности. Космос кажется холодным, чужим, далеким, а наша планета зеленая, окруженная атмосферой, родная. Чем ближе приближается камера, тем больше деревьев, рек, озер, ланей, других животных и, в конечном итоге, мама.
Но не так-то все просто. Отшельник пробирается через пустоту. Пилигрим простирается через пустоту, и он обречен на нее. Он нищий.
Наш образ состоит из нескольких составляющих — пол, характер, уважение, чувства, твоя харизма, ментальность, все, что ты делал, твои дела, история, — все это формирует твое «я», понимание себя. Но когда мы попадаем в кому или уходим в подсознание — то мы теряемся и пугаемся. Святые люди, когда видели Ангелов, пугались. Казалось бы, он жил в святости, молился Богу, окруженному Ангелами, и вдруг Ангел проявлялся, а человек до смерти пугался. Как-то нелепо получается! Как это — Кого он любит, Кому молится и все время взывает к Нему и ходит пред Ним — пугает его Своим явлением?!
Наша зависимость от того, чтобы приобретать, забирать себе даже духовность, на самом деле, мешает постигать даже в духовном мире. Мы собираем дары, копим свидетельства, собираем откровения, мы «захватываем» духовные богатства, — мы уже отрешились уже от материальных сокровищ, хотя, наверное, никто из нас еще не отрешился от них, поскольку хочется повкуснее покушать и получше одеться, — но, тем не менее, мы стараемся быть духовными людьми, стремимся захватывать духовные сокровища. То есть, по большому счету, ничего не произошло, никаких перемен. Та же самая жадность — только к духовным вещам. Не ушло это эго.
Настоящий пилигрим ничего не хочет. Ему ничего не надо для себя. Он не хочет отдавать все другим. И это ему не нужно. Потому что все это — все равно «земля».
Настоящий пилигрим, который двигается через пустоту к самому источнику, ничего не захватывает, не накапливает себе пакет, мешок багажа духовных свидетельств, духовных откровений.
Один человек, когда переезжал куда-то, таскал с собой коробки фотографии. Однажды он посмотрел на них — как ценен тот человек или тот — и понял, что он зависим от своего прошлого. Он взял и выбросил это. Потом пошел, подобрал, что-то выбрал лучшее. Но затем решился и сжег — все! И продолжал жить.
Этот человек рассказывает об этом как о достижении. И не то, чтобы он перечеркнул прошлое, он освободился.
Это очень сильно — освободиться. Человек, который решился быть нищим, ничего не захватывая для себя, — духовных сокровищ.
Духовные богатства — учение, теология, откровения, пророческие действия — все равно делают человека религиозно плотским: по сути, он остался жадным, ищущим себе. Просто эгоизм перешел на другую плоскость. Естественно, с эгоизмом идет высокомерие и нелюбовь к ближнему. Настоящий пилигрим идет и ничего не захватывает. Он ничего не копит, не забирает для себя. Ему это не надо. Он остается нищим даже на уровне Духа. Он продолжает быть в нищите.
Христос сказал: «Блаженны нищие духом, ибо они Бога узрят». Он умеет приходить к Богу нищим духовно. Но резко став одиноким и пустым, паломник не сразу находит чистую тишину. Он опустошает себя для чистой тишины.
Как найти чистую тишину? Кто-то мечтает уехать в одинокое место, чтобы вставать ранним утром и искать. Но ты там обнаружишь, что встретишься со своим тем же самым «я» — тем же обычным пресловутым человеком с теми же капризами и претензиями, амбициями и «недобитыми врагами» внутри — большими врагами, которые являются частью «я».
Упасть в нищету. «Рухнуть» в чистую пустоту.
А как вам такое — пилигрим идет то по одной дороге, то по другой? Искать тот формат, который будет комфортным для духа, души и сердца. Что это может быть? Семья не даст духовного комфорта, многие духовные люди, обретшие семью, не получают — им все равно нужно найти ту плоскость, где они будут гармонировать с окружающим миром и внутри себя. Это называется счастье на земле. На духовные запросы не ответят ни дети, ни красавица-жена, ни друзья, ни профессия. Можно забыться, броситься в другой дом. Но ты сам создан был для вечности. Ты пойдешь один в вечность.
Вот это и есть ты. На этой земле я хочу, и не я один — найти себя.
Кто-то ищет в спорте, кто-то в семье. И это не помогает.
Найти чистую тишину.
Паломник забредает в чужие места. Как вам такое? Некоторые попадают в другую страну, но они не похожи на счастливых людей. Это не помогает. Ты останешься один, и твоя тишина шумит, свистит, скандалит, просвистывают лишние волны и шумы.
Иногда пилигрим забредает в чужие места, чуждые его званию и призванию. Они не его места. Они чужие. Но это не может быть твоим домом. Тебе нужно покинуть его, чтобы найти свое место. Это паломничество.
Пилигрим идет против своих принципов. Как вам такое?
— Я живу по своим принципам!
Но пилигрим иногда противоречит сам себе и своей внутренней истине. Он, кажется, стал противоречив и толком не годен ни к какому призванию. А мы же обычно сильные…
Но пилигрим остается один. Многие из нас все равно живут в одиночку — у них прекрасная семья, дети, — они мужчины, но дети внутри — они знают, что все равно одиноки. Думал, все будет, а, оказалось, один.
Я хочу вам сказать: все нормально! С точки зрения пилигрима — вы приняты. Вы, которым некуда идти. Это проповедь для «слабаков». Сильные, закройте уши и не слушайте. Путь пилигрима — это не иметь никакого пути. Он уходит — и пошел. Его спрашивают: «Куда?» Он отвечает: «Не знаю, вперед».
Для поиска чистой тишины зачастую путь — не иметь пути. Я мог бы сказать, что довериться Богу — это и есть святая тишина, но я не буду этого делать. Я хочу, чтобы вы потеряли ту веру, которая прилипла, а не та, которая дана.
Отшельник и пилигрим — это не молитвенники. Казалось бы, молись! Но нет, он не эффективен, не продуктивен.
Пилигрим уединяется, но этому ему не помогает. У меня часто было так, что обратной связи не было, я не получал удовлетворения. Вы знаете, о чем я.
Часто бывает так, что пилигрим беднее других людей — то, что ему даст Бог, то он и имеет. Вот в этом ключ. Меня часто спрашивают: «Как знамения творить?» Вот это один ключ — быть нищим.
В нищите пребыть. У тебя в руке только то, что Он дал. Если кто-то поймал — поймайте: быть нищим — это самое главное богатство. Потому что тогда Бог начинает тебя кормить. Когда у тебя полные сумки — зачем тебя кормить? Ты нахватал, такой духовный пророк, и носишься, отдаешь порционно. А нищий — он всегда нищий.
Пилигрим — слабое существо. Он неуверен, у него больше тревог и сомнений, чем веры и твердости.
Пилигрим старается избежать конфликтных ситуаций, боли, страдания, но безуспешно. Часто все равно болит.
Мы слабые. Слабые люди. И паломник — слабый человек. Но его нищета духовна, она в духовном мире. Она наполняет его внутреннего человека, и все, что у него есть, — это нищета. Я не говорю о деньгах в кошельке, я говорю о нищете в вечности — стоять нищим перед Богом. Это его единственное достояние — его нищета.
Сокровище пустоты. Внутрення бедность. Духовное одиночество. Разве это не владение? Разве это — не сказочное богатство? Ты можешь быть богат одиночеством, богат пустотой, богат бедностью, своими поражениями. Это включает и вмещает Бога. Это твоя земля, в которую ты приглашаешь Бога царствовать. Твоя нищета — это твой дом, куда ты зовешь вечного Бога.
Эти сокровища растут, да так сильно, что Бог, действительно, приходит туда. Бог уже во всем, Он сущий в этой земле, в твоих владениях. Ты не смотришь на Бога со стороны. Потому что ты поглощен. Ты внутри Него, тебе не нужно хвастаться, как ты Его увидел, ты и был всегда внутри Него. Кто-то сказал: «Я не ищу Бога, потому что я никогда Его не терял. Я с Ним общаюсь. Он никогда не уходил, и я тоже». Как вам такое?
Пилигрим — это пророк, которого никто не слышит. Это как пророк, которого никто не принимает, никто не слышит. Мы всегда таких отвергаем, и христиане в том числе. Христиане многие очень земные. Им тоже нужен часто успех, харизма, красота, религиозные достижения. Но у него нет этого. Для него это не является ценностью. Он внутри себя отверженный.
Бог всегда не как мы. Кто из вас может сказать, что Он пришел так, как вы думали? Это всегда не так, как мы думали, потому что Он не Такой, как мы. Его таинственность, Его бесконечность возвышается над нашей религиозностью, штампами, стереотипами — Он Бог, Он из вечности, за это мир и ненавидит Его.
В какой-то степени одиночество отшельника и пилигрима — это одиночество Бога на земле, среди людей, среди грешного мира. Поэтому пилигрим напоминает об одиноком Боге. Он — Его пророк не из-за слов, а из-за того, что он на Его стороне, на стороне нищего, одинокого Бога. Он скитается.
У меня есть такие друзья. Они настоящие пилигримы. Такие люди не могут погибнуть, они спасены, Бог примет их. Таких людей Бог принимает.
В какой-то степени пилигрим передает это одиночество Бога, скитальца, Который ищет, — написано, что Христос «ищет веру на земле», «Отец ищет поклонников». И Бог, и Христос — ищут. А в поиске самом всегда есть страдание. Потому что это действие, которое включает в себя неудачу.
Бог отвержен в душах. Подумайте над этим. Он не отвержен на улицах, как Мария рожала Христа в хлеву, — даже не в этом смысле, — Бог одинок внутри наших душ. Мы приняли Его, но зачастую Он там не Бог — в доме нашего сердца…
Мне нечего терять. То, что у меня есть, — это не мое. И когда мне нечего терять, — это свобода. Когда я не хватаюсь за что-то, это не является идолом, даже если это Божий подарок, Божья благодать, — но когда ты обнищал в собственных глазах. Я считаю, что это богатство — быть богатым нищетой. Писание говорит о Христе, что Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Подумайте над этим — чтобы мы обогатились нищетой Христа.
Что такое нищета Христа? Я старался открыть это. Чтобы мы обогатились Его нищетой. Однажды.