Школа МАНТИЯ ИЗ ОБЛАКА СВИДЕТЕЛЕЙ Ян Карский

Урок 12. Ян Карский

Это видео доступно только в Ютубе, переходите по ссылке

ХОЛОКОСТ. ГДЕ БЫЛ БОГ?

От автора

​С чувством некоторого трепета я хочу предложить вам книгу  моих раздумий о самом эпохальном событии современности — о Холокосте. В ней я осмеливаюсь затронуть вопрос, который более других требует ответа и который так редко задают: «Где был Бог и как Бог это допустил?»

Несомненно, многие люди, честно искавшие ответа на этот вопрос, давно поняли, что прежде существовавшие взгляды приблизительные и формальные — сегодня уже никого не могут удовлетворить. И что нам придется либо признать, что наша вера ничего общего не имеет с действительностью, стать неверующими, предаться мирскому цинизму — либо погрузиться в новые и бесконечные глубины богопознания, такого познания воли Его, которое коренным образом изменит наше мировоззрение.

Оставить без внимания этот великий вопрос — значит проявить неуважение к жертвам этой трагедии и лишить человечество его главной отличительной черты — способности находить конечное значение определенного события перед лицом кажущейся его бессмысленности. Причину разительного и, вероятно, невосстановимого падения нравственной культуры за последние полвека вполне можно объяснить

неспособностью дать ответ на этот вопрос. Стимулом к моему исследованию послужила фраза Освальда Чамберса, выдающегося мужа Божьего из Шотландии, которую я прочел в его книге «Все, что в моих силах для достижения Его Высших целей», ставшей благословением для многих англо- язычных читателей. В главе, рекомендуемой для прочтения 29 го июля, говорится следующее:

Существует связь между промыслом Божьим и тем, что мы знаем о Нем, и мы должны научиться истолковывать тайны жизни в свете нашего знания о Боге. До тех пор, nока мы будем стыдливо отворачиваться от реальных сторон и явлений жизни, сколь бы мрачными и темными они ни были,-  мы не знаем Бога. Но когда ,мы сможем взглянуть в лицо фактам, не искажая в своем восприятии Божьего характера, тогда мы узнаем Его.

Итак, эту первую книгу, содержащую робкую попытку исследовать и понять чудовищную трагедию, я посвящаю тем смелым читателям, которые, подобно Моисею, увидевшему, «что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает», готовы «пойти и посмотреть на сие великое явление» (Исх. 3:3). Я верю, что в среде этого куста есть Бог, который воззвал к Моисею, когда увидел, что тот «идет смотреть» (Исх. 3:4). И что точно так же, как Бог воззвал к Моисею, Он воззовет и к вам.

-А. Кац

Предисловие к русскому изданию

Книга, которую вы держите в руках, содержит истину и в то же время может стать объектом полемики. Как и всякая истина, как сама Библия, эта книга может стать как благословением, так и, при неверном понимании, искажением истины. Жестоко слово сие, но мы верим, что это слово библейское по духу и по букве и спасительное по существу. Но если читать книгу с неправильными мотивами и саркастическим отношением, тогда прочитанное, как ни печально, отвратит вас от народа, с которым Церковь в эти последние дни будет отождествляться все больше (Рим. 11:30-32). Поэтому книгу не следует рассматривать как обвинение еврейского народа, который даже в неверии своем является свидетельством человечеству о его духовном состоянии — свидетельством для всех народов. Она скорее напоминает о том, что «если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11:21).

Да будет ваше сердце очищено, но не озлоблено против них; дабы в их падении вы увидели свое собственное. Да «исполнится всякая праведность» в соединении с Иисусом, в глубинном покаянии через отождествление с грехами Израиля, что сделает вас «возлюбленным сыном», в котором Божье благоволение. Взирайте на Бога, Который «во всех их страданиях Сам страдал». Вначале откройте главу 8 «Божий взгляд на человека» — а затем, обретя мир в духе, вернитесь назад — и прочтите книгу с самого начала. Это изменит вас.

Боже, дай нам благодать — как читателям-евреям, так и не евреям — избавиться от всех наших внутренних устоев и пониманий, через призму которых воспринимается всё новое, чтобы мы оказались способны принять как «запечатленное слово» то, что предназначено для нашего блага и Его славы. Об этом я молюсь во имя Мессии

  Введение

  Тема Холокоста, т.е систематического уничтожения евреев в Европе, волновала меня всю мою сознательную жизнь, быть может, больше любой другой. Даже будучи атеистом, я интуитивно понимал, что ключ к смыслу человеческого существования и предназначению следует искать в могилах жертв. Вся моя жизнь, начиная с отрочества и старше, представляла собой мучительные поиски смысла бытия. Я был современным евреем, выросшим в Нью-Йорке. Моя юность пришлась на годы Второй мировой войны. Статистика Холокоста имела на меня, как и на многих евреев, просто опустошающее влияние. Размышления над этим вопросом на протяжении всей моей жизни в конечном итоге свелись к постановке следующей проблемы: как мы могли быть систематически уничтожаемы не каким-то примитивным, отсталым народом, но, напротив, самым развитым и цивилизованным из всех, живших тогда на земле — немцами? Это был народ, с которым у нас был долгий «любовный роман», вплоть до мыслей о Германии как о мессианской альтернативе. Т.е. многие евреи считали, что если бы весь мир был подобен цивилизации, созданной немцами, то и Мессии незачем приходить. Мы утратили библейское ожидание Его задолго до трагедии и устремились к тому, что привлекало и нравилось нам с позиции культуры, морали и этики. Но мы ни в коем случае не должны упускать из виду того, что мы были зверски и жестоко уничтожаемы руками этого самого народа. В этом есть нечто, что мы все должны глубоко уяснить. Хорошо еще, если сам факт, что мы не стремились постичь смысл этого вразумления и так и не поняли его, свидетельствует не о том, что подобное нам придется пережить еще раз.

  Явление Холокоста, столь трудно поддающееся осмыслению,- это, вместе с тем, самое значительное событие в жизни современного еврейства, если принять во внимание размах постигших его бедствий. Холокост стал огромнейшей катастрофой последнего времени, причем не только для евреев, но и для всего современного мира. Если мы неверно оценим и осмыслим его значение, то все человечество вместе с еврейским народом понесет неисчислимые потери. Страдание как ничто иное открывает нам глаза на истину и реальность. Однако самая большая трагедия для нас, евреев, состоит в том, что мы, пострадавшие больше других, должным образом так и не поняли смысла, заключенного в наших страданиях, не поняли Божьего замысла — и не поняли просто потому, что не смогли заставить себя поверить, что автор этой трагедии никто иной, как сам Бог.

  Пожалуй, ни об одном событии в истории ХХ столетия не было столько написано как научных изысканий, так и художественных произведений. Оно получило такой размах, что потребуются целые библиотеки специальной литературы, чтобы вместить все факты, имеющие отношение к Холокосту: количество жертв; орудия их уничтожения; зарождение нацизма; история антисемитизма и многие другие вопросы, над которыми размышляют ученые, взвешивая их на весах истории. Но существует совсем немного книг, дающих ответы на вопрос: «Где был Бог и почему Он позволил этому случиться?» Мы можем сказать, как это произошло, но не можем ответить на вопрос: почему? Мы должны понимать, что существует огромная разница между этими двумя вопросами. Мы можем ответить на вопрос, как это было. Историки долго рылись в костях и на основании своих исследований могут теперь самым детальным образом восстановить картину чудовищного преступления. Они могут даже довольно точно указать и мотивы преступления, т. е. причины роста нацизма в Германии или возникновения антисемитской одержимости лично у Гитлера. Их объяснения, однако, не дают ответа на главный вопрос, и насколько мне известно, сегодня нет литературы, где бы вы могли найти ответ на этот вопрос.

  Холокост открывает нам истину о том, как наивны и романтичны мы были, держась своих традиционных понятий о Боге. Наличие таких понятий о Нем вносило чудовищную путаницу во всю нашу эмоциональную, умственную и духовную жизнь. По нашему мнению, когда «Богу», которому мы служили, следовало явить себя как Бога силы, способного вмешаться в ход ~ истории,- Он пребывал в молчании. Но тогда возникает ряд  вопросов. Или Бог является моральным уродом, безразличным к страданию людей, в том числе и Своего народа. Или Бог бессилен что-либо изменить. Или Он вообще не существует.

Мы, евреи, дали миру авторов многих замечательных книг. Нас называют «книжным народом», но парадокс заключается в том, что мы не знаем той Книги, благодаря которой мы стали знамениты! Даже при всей нашей религиозности мы не знаем ее так, как должны; нас больше интересуют комментарии раввинов, чем сама эта Книга. Мы просто не можем поверить в то, что Бог, вдохновивший написание этой Книги, способен истолковать ее, сделав понятной для нас. Нам необходимо задуматься о Холокосте, о бедствиях, выпавших на нашу долю в прошлом, и о перспективе повторения их в будущем в свете того, что написано в этой Книге.

Наши Писания исчерпывающи, а смысл их ясен. Однако среди тех, кто ломает себе голову, пытаясь осмыслить значение великой катастрофы, лишь немногие обращаются к Писанию в поисках объяснения ее причин. Вместо этого мы воздвигаем музеи Холокоста — в надежде извлечь урок и избежать повторения. К нашему стыду, мы не воспринимаем всерьез тот факт, что вина за Холокост времен Гитлера лежит на совести самой образованной по тем временам нации мира. Все это указывает на то, в каком небрежении сегодня находится наша иудейская вера: мы всё еще убеждены, что образование способно предотвратить повторение трагедии, и в то же время игнорируем те объяснения и зловещие предупреждения, которые заключены в нашем собственном Писании. Эта книга написана не для удовлетворения любопытства историков, но для того, чтобы осмыслить события современности и заглянуть в будущее. Трагедии нельзя оставлять без объяснения, иначе они могут повториться. Закрывая глаза на главные вопросы, которые ставит перед нами Холокост, МЫ, по моему мнению, совершим даже большую несправедливость по отношению к его жертвам, чем если вообще перестанем о нем вспоминать.

Глава 1

Осмысливая значение Холокоста

Холокост опрокидывает все наше привычное миропонимание. Он заставляет задумываться о том, о чем нам никогда не  пришлось бы задуматься, если бы к тому не вынуждала страшная боль нашего времени — боль Холокоста. Эта тема настолько важна, глубока и свята, что, кажется, к ней невозможно подступиться. Но приходит день, когда мы должны донести до сознания людей, что без воли Божьей такая катастрофа произойти не могла. Когда событие подобного масштаба случается в истории, его правильное осмысление либо отсутствие такового имеет колоссальные последствия. Самое печальное происходит в том случае, когда событие истолковывается не так, как того хочет Бог.

Когда в начале 50-х годов я приехал в Дахау, я был негодующий, самоправедный еврей, горящий ненавистью к немцам. Тогда еще лагерь в Дахау имел примерно тот же вид, что и во время войны, и я вплотную столкнулся с мрачной реальностью орудий пыток и колючей проволоки. Это был сущий ад. Дух смерти был еще там. Кости и пепел невинных жертв еще оставались в печах. В лагере все еще жили беженцы. Помню, как я опустил руку в дымоотвод печи, чтобы привезти домой кусочек увиденной реальности. Во мне что-то надорвалось. Я не мог больше верить в «хороших» и «плохих» людей. Все то, что я увидел и узнал, просто не укладывалось в голове. До этого момента я был убежден, что понимаю события Холокоста, потому они всегда глубоко волновали меня. Но сейчас я соприкоснулся с ужасом, который затмил в моем разуме прежнее наивное представление о добре и зле. С тех пор для меня существовали только «плохие» люди — и я был одним из них.

События Холокоста потрясли мой разум, перевернув все мои представления о хх веке как эпохе прогресса и улучшения жизни людей, эпохе надежд. Ведь Холокост был делом рук самого просвещенного народа на земле. Этот факт перечеркивал всю мою логику. Если бы эти события явились результатом ~ действия темного и примитивного народа, тогда нам было бы проще в них разобраться. Иное дело Германия. Тем, кто захочет проникнуть в сущность этого противоречия, откроются великие — глубины откровения о состоянии человека и природе Бога.

 Евреи во всех странах мира были настолько опустошены, обескуражены и травмированы событиями Холокоста, что за целые двадцать лет после этого события не написали о нем ни одной серьезной книги. Только по прошествии этого периода времени мы смогли прийти в себя и обратиться к вдумчивому исследованию прошлого. Но и тогда мы всё еще думали, что о Холок осте нельзя писать бесстрастно и объективно и невозможно до конца понять, что же с нами произошло. Ибо всё это выше человеческого понимания. Но если это так, тогда все обстоит еще более трагично. Возможно ли, чтобы в истории происходили события такого масштаба, и в результате человечество пришло к заключению, что ни разобраться в этих событиях, ни понять их высший смысл оно неспособно и потому вынуждено смириться с мнением, что события эти вообще лишены какого-либо смысла? Если мы примем такое допущение, то через него в наше сознание проникнет нечто само по себе опустошительное. Эта надуманная неспособность понять подобные явления лишает нас, людей, ценности и святости и снимает последние моральные запреты, погружая наше и без того безнравственное общество во тьму насилия и беспредела. И жизнь тогда превращается в хаос, лишается уже всякого порядка, смысла и цели.

Мы настаиваем на том, что какой бы нелегкой ни была эта задача, элементарное уважение к жертвам трагедии требует от нас предпринять усилие для понимания, осмысления и оценки событий прошлого. Для тех, кто предпринимает эти шаги с верой в существование Бога, это усилие будет отнюдь не более легким, чем для тех, кто попытался бы найти объяснение без этой веры. Но тем более преступно для верующего было бы изучение событий Холокоста без попытки про никнуть до самых глубин. Пренебрегать этой задачей или довольствоваться поверхностным объяснением в известном смысле равносильно тому, чтобы подписывать самим себе смертный приговор.

Непреходящее значение Освенцима для человечества состоит в том, что он дал откровение о смысле человеческого бытия, непостижимое по чисто человеческим меркам… Освенцим отбрасывает традиционную логику человека и требует откровения свыше.                                                         

-Ульрих Е. Симон

Иными словами, толкование событий Холокоста требует умения видеть и способности объяснить непонятное, лежащих за пределами того, что предлагают нам гуманисты. Для этого требуется нечто большее — видение свыше — объяснение, приходящее от Бога. Размышления над событиями Холокоста приводят человека в тупик, где его собственный интеллект, социология, исторический и критический анализ не дают ответа на его вопросы. Это вовсе не новый феномен, если, конечно, не принимать во внимание его масштабов и чудовищности. Его радикальное зло дает нам увидеть сокрытую величину демонических и сатанинских сил. Он заставляет нас начать мыслить иными категориями в размышлениях о духовной реальности, что так непривычно для рационально думающего еврея с его мирским мировоззрением.

Нашему восприятию Бога и нашей вере события Холокоста нанесли такой страшный удар, что остается под вопросом, оправились мы от него или нет. Поэтому либо Бога нет вообще, либо ОН так глубоко присутствует во всем, что для разрешения этого противоречия нам потребуется разве что только откровение от Бога, которое будет превосходить все наше прежнее понимание и знание о Нем. Можно либо отвергать Бога за то, что его невозможно понять так, как это стремятся делать люди, либо человек должен попробовать прийти к такому пониманию Бога, которое затмит всё, что ему было прежде известно как «Бог». Возможно лишь одно из двух. Или мы потеряем нашу традиционную веру, или нам откроется глубина подлинной веры. Веры, какой у нас не было. Ибо если бы эта вера у нас была, вряд ли бы с нами случилось то, что мы называем Холокостом.

Сама позиция, с которой мы рассматриваем тот или иной феномен, красноречиво свидетельствует о нашем складе ума и nyтях восприятия действительности. Если мы приступаем к Богу с позиции наших абстракций и надуманных предположений, тогда мы оказываемся далекими от реальности по отношению не только к Богу, но также и ко всему остальному. Бог есть основание для реальности. Он есть не то, что .мы думаем о Нем, и Он не то, что .мы приписываем Ему, но Он Сам показал Свой характер, наказывая Свой народ и затем являя ему Свою милость. Холокост стал ярким уроком — для нашего времени и для вечности. И глубину той мудрости, что была преподана нам на этом уроке, никаким иным образом постичь нам было невозможно. Многие ли из нас, евреев, когда-либо слышали слово «Бог» в контексте, который требовал бы священного отношения к Нему, или который подразумевал бы, что Бог есть наш Творец, или что Он имеет какое-либо отношение к нашей истории и особому призванию нашего народа? Давно ли мы перечитывали своих пророков? «Истреблен будет народ мой за недостаток ведения» — говорит Осия (4:6). мы сами себя лишили ведения пророков. мы уклонились от выбора, предложенного нам самим Богом:

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).

Мы вообще поставили себя вне Библии. Мы мыслим по-мирски и не пытаемся видеть вещи такими, какими их видит Бог. мы даже не можем исследовать наши несчастья в Его свете, и посему мы начинаем винить либо Гитлера, либо немецкий народ, либо Самого Бога.

К прочтению:

Книга Холокост или где был Бог. Артур Кац
Поделиться в соцсетях