Школа МАНТИЯ ИЗ ОБЛАКА СВИДЕТЕЛЕЙ Джон Уэсли

Урок 21. Джон Уэсли

Джон Уэсли

Джон Уэсли (1707 — 1791) «Голова и сердце возрождения»

Наши пути с праздностью разошлись. Раз и навсегда! — Джон Уэсли

Пусть тысячи уст поют хвалу моему величайшему Искупителю! — Чарльз Уэсли

Когда Джон и Чарльз Уэсли появились на свет, Англией правила королева Анна, а на французском престоле восседал Луи XIV. Исаак Ньютон был еще жив, а философ Джон Локк лишь недавно покинул этот мир, Америка представляла собой разобщенную группу колоний, а до наступления эры паровой машины и индустриальной революции оставалось еще несколько десятилетий. Англия, а особенно родной городок братьев Уэсли — Эпуорт, была в ту пору преимущественно сельскохозяйственным и провинциальным государством. За предшествовавшие этому полвека Англия пережила целую серию гражданских войн, самой известной из которых стала последняя, сделавшая Оливера Кромвеля лордом-протектором страны (1653-1659). На протяжении целого десятилетия (1649-1659) государство было лишено монаршей власти. Когда же монархия была восстановлена, корона обладала уже куда меньшей властью, деля ее с парламентом. А после того, как лордом-протектором стал пуританин, Англиканская церковь лишилась абсолютной монополии на религиозную жизнь в стране.

Начало XVIII века ознаменовало также начало эпохи Просвещения, наступившей сразу же после века Разума, когда рационализм и наука ценились выше нравственной, духовной и библейской истин. Открытия Галилея и Ньютона послужили источником вдохновения и дали толчок научной революции, заставившей человека поверить в силу интеллекта, которая якобы выше мудрости Божьей. Гуманизм распространялся все шире, а вместе с ним и нравственное разложение. Библия перестала считаться единственным критерием, на котором люди должны были основывать свою жизнь.

Кроме того, Англия ощутила на себе железную хватку «века джина». В те времена джин приготовляли в каждой четвертой лондонской семье, и его можно было легко купить прямо на улице. Пьянство и развращенность коснулись всех уровней общества. Даже парламенту нередко приходилось откладывать свои заседания, потому что его подвыпившие члены оказывались неспособными заниматься государственными делами.

Дети особенно сильно страдали от жестокого обращения со стороны взрослых; около 75 процентов из них умирали, не дожив до своего пятого дня рождения. Виной тому были не только ужасные условия жизни, но и алкоголики-родители, часто бросавшие или же — что еще хуже! — продававшие своих малышей, чтобы те не мешали их пьяному разгулу. Некоторые из них сознательно уродовали своих детей, чтобы те, демонстрируя прохожим свои увечья, зарабатывали попрошайничеством больше денег. Петиция, адресованная парламенту в 1739 году, авторы которой призывали создавать приюты для брошенных детей, красноречиво указывает на ужасающее положении английских детей, которые были «оставлены умирать на улицах» или же «ослеплены и изуродованы для того, чтобы вызывать жалость».

Подобно Франции, Англия была готова к восстанию, но революция на Британских островах получилась иной. Английская революция стала возрождением, получившим название «методизм», которое, прежде всего, вдохновлялось Джоном и Чарльзом Уэсли. Как отметил один из историков:

Методизм и Французская революция представляют собой два наиболее удивительных феномена [XVIII] столетия. [Джон] Уэсли разбавил застоявшийся воздух все очищающим озоном. Для тысяч мужчин и женщин проповедуемое им Евангелие открыло новые небеса и новую землю; оно принесло веру в бездушные жизни, восстановив ее в роли утешителя, источника вдохновения и судьи. Никто из живших в те времена не был в достаточной степени бедным, смиренным или униженным для того, чтобы заново родиться и обрести привилегию беспрепятственно черпать Божью милость и Божьи благословения, служить одному Господу Христу и наслаждаться благословенными благами мира Божьего.

Широкая сеть методистских обществ, основанная братьями Уэсли, дала людям уверенность в Божьей милости и любви, столь необходимую во времена всеобщей неопределенности, экономических трудностей и короткой продолжительности жизни. Эти «домашние группы» — сегодня многие назвали бы их «ячеечными группами», — направляемые братьями Уэсли, давали верующим такие нужные наставления, возможность совместно молиться, быть подотчетными друг другу, вместе возрастать в Господе, без чего невозможен никакой духовный рост. Что еще важнее, Джон и Чарльз Уэсли принесли весть о «свободной благодати», которая ранее была недоступна широким массам. Их главными слушателями стали люди, «сокрушенные сердцем и духом», которые с готовностью распахнули свои сердца навстречу льющейся с избытком Божьей милости и благодати.

Страсть чистоты

Джон и Чарльз Уэсли появились на свет, соответственно, 17 июня 1703 года и 18 декабря 1707 года в английском городке Эпуорте, расположенном чуть менее чем в 190 милях к северу от Лондона и приблизительно в восьми милях к востоку от Манчестера, в самом сердце Англии. Братья были пятнадцатым и восемнадцатым из девятнадцати детей, из которых лишь десять достигли зрелого по тем временам возраста. На самом деле Джон Бенджамин Уэсли был назван так в память о двух своих братьях, скончавшихся еще до его появления на свет. Несмотря на то, что Джон был пятнадцатым ребенком в семье, лишь шесть из них были живы в момент его рождения — восемь его старших братьев и сестер к этому времени уже умерли.

Ниже я перечислю всех детей, появившихся на свет в семье Уэсли: Сэмюэл (1690-1739), Сусанна (1691, умерла в младенчестве), Эмилия (1692-1771), близнецы Эннесли и Джедидайя (1864, умерли в младенчестве), Сусанна «Сюки» (1695-1763), Мэри «Молли» (1696-1734), Мехитавель «Хетти» (1697-1750), безымянный ребенок (1698, умер в младенчестве), Джон (1699, умер в младенчестве), Бенджамин (1700, умер в младенчестве), еще одна пара близнецов, не успевших получить имя (1701, умерли в младенчестве), Анна (1702-1742(?)), Джон (1703-1791), еще один безымянный сын ((?) умер в младенчестве), Марта (1706-1791), Чарльз (1707-1788) и Кезайя «Кези» (1709-1741).

Эпуорт того времени был знаменит прежде всего своим рынком. Население города на протяжении последних двух столетий составляло приблизительно две тысячи человек. Его жители были заняты преимущественно плетением канатов и веревок, а также других продуктов из конопли и льна. Дом приходского священника, в котором появились на свет братья Уэсли, представлял собой трехэтажное здание из оштукатуренного дерева с соломенной крышей. Оно стояло на участке площадью три акра, где также находились покрытый соломой сарай, голубятня и маленький сад.

Джон и Чарльз были потомками старинного рода служителей. Их родители, преподобные Сэмюэл и Сусанна Уэсли, растили сыновей с надеждой, что однажды они станут руководителями Англиканской церкви. Сэмюэл и Сусанна происходили из семей диссентеров (от латинского dissentire и английского to disagree — «не согласные», члены Нонконформистской церкви в Англии. — прим. редактора), но ради зарплаты, дома, а также желания обеспечить свой городок и прилегающие к нему земли верующим служителем, Сэмюэл заключил договор с англиканцами, получив взамен столь желанное назначение. Тем не менее, религиозное воспитание отца в традициях пуритан и диссентеров давало о себе знать: жизнь в доме Уэсли регулировалась строгими нравственными принципами, а также жесткой дисциплиной, касавшейся, в первую очередь, поведения, изучения Слова Божьего и молитвы.

Сэмюэл Уэсли, на протяжении тридцати пяти лет служивший ректором небольшого прихода в Эпуорте, трудился не покладая рук, стремясь удовлетворить духовные нужды жителей нескольких расположенных рядом городков. С этой целью он усердно изучал Библию, часто надолго закрываясь в своем кабинете и посвящая долгие часы подготовке проповедей, сочинению стихов и гимнов. В такие дни он присоединялся к семье лишь во время трапезы, которая всегда проходила в полной тишине.

Сусанна тем временем использовала любую возможность для того, чтобы воспитывать и обучать растущую семью разнообразным

предметам и дисциплинам. Под ее чутким руководством дети изучали историю, литературу, классические языки, музыку и, что наиболее важно, Священное Писание. Они заучивали наизусть псалмы, притчи и длинные отрывки из Нового Завета. Каждая минута их жизни, от рассвета и до заката, была расписана, наполнена какой-либо деятельностью, а каждый день неизменно начинался с молитвы и чтения Библии. Все дети без исключения должны были с одинаковым усердием относиться к учебе и к поклонению Богу. Розги не висели без дела: детей учили приличным манерам и умению вести себя в обществе, требуя от них беспрекословного послушания.

С годовалого возраста они учились бояться розги, плакать мало и тихо. В результате такого воспитания в доме, несмотря на большое количество детей, всегда была тишина и порядок. Философия Сусанны была предельно простой и целенаправленной:

Я глубоко убеждена в том, что волю ребенка необходимо покорить как можно раньше, потому что это является единственным прочным и рациональным основанием религиозного воспитания, без которого и установленные правила, и личный пример всегда будут неэффективны.

Хотя сегодня такой подход может показаться кому-то излишне жестким, нетрудно заметить, как подобное воспитание помогло Джону каждый день упорно, дисциплинированно и систематически стремиться к познанию Бога, что является характерной чертой методизма. Сусанне удалось дать сыну внутреннюю стабильность и умение ставить перед собой цели, что сделало его твердым и настойчивым в вере, а также достаточно смиренным для того, чтобы постоянно быть открытым истине. Привычка интеллектуально трудиться, четко планировать время и во всем быть воздержанным оставалась с Джоном и Чарльзом до конца их дней.

Каждый ребенок, которому удавалось дожить до совершеннолетия, покидал дом Уэсли с пытливым умом, чистым сердцем и искренней, страстной любовью к Господу. Несмотря на то, что большинство из них, за исключением Сэмюэла-младшего, Чарльза и, возможно, Анны, не были счастливы в браке, все дети Сэмюэла и Сусанны прошли через испытания с непоколебимой верой. Все они с неослабевающим интересом впитывали новые знания, писали и учили других, а некоторые — в особенности Сэмюэл, Хетти и Чарльз — унаследовали от отца любовь к поэзии. Вне всякого сомнения, серьезная подготовка и мудрые советы матери, а также влияние семи старших сестер оставили в жизни Джона и Чарльза неизгладимый след.

Поделиться в соцсетях