Школа МАНТИЯ ИЗ ОБЛАКА СВИДЕТЕЛЕЙ Джон Уиклиф

Урок 33. Джон Уиклиф

Джон Уиклиф (1330-1384):

Переводчик Библии

«Я открыто признаю и утверждаю, что, по Божьей милос­ти, являюсь настоящим [это значит истинным и правовер­ным] христианином и до последнего своего дыхания буду утверждать и защищать верность своих слов. Я готов защи­щать свои убеждения даже перед лицом смерти».

Мне нравится ссылаться на Джона Уиклифа как на реформатора, жившего до Реформации. Историче­ски годы его жизни не соответствуют периоду из­вестной Реформации. Однако жизнь и теология Джона Уик­лифа практически идентичны тому, за что боролись более поздние реформаторы.

Уиклиф был предвестником великой революции, которая уже была готова сотрясти религиозный мир. Но, что инте­ресно, никто из других реформаторов, за исключением Яна Гуса, не отметил заслуги Уиклифа за ту дорогу, которую он вымостил первым. Я думаю, что это произошло преимущест­венно из-за того, что печатный станок был придуман уже по­сле смерти Уиклифа, а многие из его работ были сожжены католической церковью. Тем не менее я считаю его тем чело­веком, который обильно засеял землю истинами Реформа­ции; следующие же за ним оросили их и собрали плоды с по­саженных Уиклифом деревьев.

Уиклиф являл собой воплощение стабильности — в значи­тельной степени ассоциировался с богатыми и влиятельны­ми, — тем не менее, он решительно защищал простых людей и признавал их право познавать Бога и устанавливать с Ним близкие отношения. Во времена Уиклифа понятие о близких отношениях простого человека с Богом было неизвестно и чрезвычайно противоречиво. Поэтому неудивительно, что Уиклифа называли «утренней звездой Реформации», — он из­менил духовный климат, и, благодаря его попыткам, церковь обрела новые горизонты.

Уиклифа также называли «наиболее образованным чело­веком своего времени в Англии»,2 хотя о нем, кроме того, что он вел очень простой образ жизни, отмеченный неутомимы­ми исследованиями, чтением лекций и созданием религиоз­ных трактатов, известно очень мало. Я думаю, что его жизнь является воплощением Божьего принципа: один человек се­ет, другой поливает и только третий собирает урожай (см.: Евангелие от Иоанна 4:37). Читая о жизни Уиклифа, вам не следует недооценивать свою роль, которую вы можете сыг­рать как сеятель, посеяв семя или же совершив добрый по­ступок в жизни другого человека. Ваши действия сегодня, совершенные с верой и вдохновленные Богом, могут оказать значительное влияние на будущее. Многие из нас узнают о плодах семян, посаженных нами в жизни других людей, только на Небесах.

Ранние годы Уиклифа

Джон Уиклиф родился в английском графстве Йоркшир приблизительно в 1330 году. Нам практически ничего не изве­стно о его детстве и молодости вплоть до 1360 года, когда он поступил в колледж Баллиол, находящийся в Оксфорде. Жизнь Уиклифа начинает раскрываться перед нами, когда его возраст достигает тридцати лет и его жизнь становится жизнью велико­го реформатора еще до наступления эпохи Реформации.

Уиклиф защищал простых людей и признавал их право познавать Бога и устанавливать с Ним близкие отношения

Что касается молодых лет Уиклифа, то я могу только предпо­лагать, что он вырос в семье скромного землевладельца в сель­ской местности и посещал школу, где преподавал деревенский священник. В те дни католический режим контролировал не только внутрицерковные дела, но и правительство. В каждой де­ревне должен был находиться священник, который следил за всей деревенской жизнью — от церкви до рынка, от школы до об­щего поведения жителей.

Мы должны обратить внимание также и на то, что Джон Гонт (второй сын короля Эдварда III) являлся феодальным сюзереном дома, в котором прошли детские годы Уиклифа. Это означает то, что Гонт владел землей, а люди, жившие на этой земле и обраба­тывавшие ее, пользовались защитой и покровительством своего сюзерена. Тот факт, что Гонт являлся защитником жителей этой земли, позже сыграл свою важную роль в жизни Уиклифа.

Уиклиф стал священником, однако день его рукоположения не был нигде записан. Скорее всего, он покинул Оксфорд при­близительно в 1346 году, будучи шестнадцатилетним юношей; в те времена в этом возрасте обычно поступали в университет.

Тяжелые времена подталкивают его к Библии

Эпидемия чумы своими смертоносными челюстями впи­лась в Англию в 1349 году. К тому времени как черная смерть окончила свое торжествующее шествие по стране в 1353 го­ду, Англия потеряла примерно половину своего населения. В результате возникшего хаоса университетское образование Уиклифа на некоторое время стало несколько спорадичес­ким, а им самим овладело отчаяние от созерцания того, как умирают его друзья и коллеги.

В то время как некоторые священнослужители в поисках ответов обратились к другим людям, Уиклиф приступил к изучению Библии, в которой он обнаружил несокрушимое основание

В то время как некоторые из священнослужителей в поисках ответов обратились к другим людям, Уиклиф обратился к Биб­лии, чтобы там обрести поддержку и найти ответы, которые по­могли бы ему победить отчаяние и страх, которые он испытывал. В эти беспокойные времена уверенность Уиклифа в Слове Божь­ем заложила у него внутри основание, которое оказалось незыб­лемым, — никто не мог опровергнуть то, истинность чего Уик­лиф узнал из Писания. Уиклифа не волновало, насколько вы­сокое положение на политической или религиозной лестнице занимал тот или иной человек, — для него в каждом вопросе последнее слово оставалось за Богом.

Важно помнить также, что в те времена не существовало ан­глийского перевода Библии; все Библии были на латинском языке, и их могли читать только наиболее умелые и образован­ные представители католического духовенства. Простые же люди попадали под влияние мистических и языческих взгля­дов деревенских священников — многие из которых сами ни­когда не читали Библию!

Умами священников правили богатство и материальные ценности, и, как следствие этого, их доктрины также основы­вались на том, сколько денег имел человек. Церковь брала деньги за всякое служение — начиная от крещения детей и за­канчивая прощением грехов.

«Индульгенции» были придуманы церковью. Она предлагала человеку заплатить ей за прощение его грехов. Таким образом, вор или убийца верил в то, что он может делать все, что захо­чет, а потом искупить свои грехи, оплатив пропуск на Небеса. Если родители были настолько бедны, что не могли оплатить крещение своего ребенка до того, как тот умирал, им говори­ли, что их ребенок не сможет попасть в рай и, скорее всего, бу­дет обречен жить на земле в облике какого-либо животного или насекомого! Как бы причудливо это ни звучало, но подоб­ные учения пышно процветали во времена Уиклифа, — однако Бог уже подготовил человека, который имел смелость восстать против существующего порядка вещей и осветить духовную тьму Божьим светом!

Самый яркий ученый Оксфорда

Уиклиф любил читать произведения Августина (354-430), покровителя ранней католической церкви. Он использовал индивидуальность Августина в качестве платформы для своих собственных обширных исследований, которые касались преимущественно изучения Библии. Снискавший изве­стность благодаря своим интеллектуальным способ­ностям, Уиклиф получил возможность поступить в колледж Баллиол и впослед­ствии стать его деканом (1360-1361).

Во времена Уиклифа сту­денты не имели возможности жить в университетских об­щежитиях, поэтому им при­ходилось самим искать жи­лье, что делало жизнь боль­шинства из них очень слож­ной. Существовали специаль­ные дома, в которых поселяли монахов, обучающихся в уни­верситете. Поскольку желающих жить там было очень много, все зависело от благорасположения церковных служителей, отвечавших за расселение.

Уиклифу, бывшему к тому времени уже достаточно извест­ным ученым, предоставили прекрасные условия для жизни в де­ревне Филлингхэм, находившейся неподалеку от Оксфорда, где он служил в качестве приходского священника. В скором време­ни Уиклифу предложили место в аппарате управления като­лической церкви, где он развил в себе прекрасные оратор­ские способности. Уиклиф обнаружил в себе также и управ­ленческие способности, которые, в сочетании с его интел­лектом, в скором времени выдвинули его на самые заметные роли в церкви. Сам Уиклиф решил посвятить свою жизнь преподаванию в университете.

Из пяти даров, перечисленных в Послании к ефесянам 4:11 (апостол, пророк, пастор, учитель, проповедник), Уиклиф имел дар учителя — поэтому, кроме несения священнического служе­ния, он был очень востребован и в качестве университетского преподавателя. В то время католическая церковь была очень ра­да приобретенной Уиклифом известности.

В 1396 году Уиклиф получил звание бакалавра богосло­вия. В 1371 году он был признан ведущим теологом и фило­софом своего времени в Оксфорде, университете, который не имел себе равных в Европе. К тому времени Оксфорд уже опередил известный Парижский университет и являлся луч­шим образовательным учреждением во всем мире. В 1372 го­ду Уиклиф получил звание доктора, о котором так долго меч­тал, отметив тем самым шестнадцатилетие своей интенсив­ной работы и исследований.3

Уиклиф видит упадок и разложение

В 1374 году начинают проявляться индивидуальность и неус­тупчивость Уиклифа. До этого времени, хотя и признанный за свои интеллектуальные способности и глубокие познания в теологии, он продолжал оставаться малоизвестным священ­ником, служащим в различных приходах. Но ветер перемен уже носился над Европой, усиливаясь по мере нарастания противоречий между церковью и правительством. Прави­тельства различных европейских стран хотели самостоятель­но и полностью контролировать общественную жизнь на своей территории, из-за чего их противостояние с Римом на­бирало обороты. Англия была одной из таких стран.

В том же 1374 году Уиклиф (выразив согласие с учениями богословов древности) начал выступать против тотального политического и социального контроля церкви. Он был убежден, что существует разумная потребность в светской власти, которая сама управляла бы своей страной.

Проведя обширное исследование, включавшее изучение кон­цепций Августина и библейских принципов, Уиклиф пришел к выводу, что церковь должна ограничить свои полномочия и со­средоточиться на духовных вопросах. Он был уверен, что цер­ковь несет ответственность прежде всего именно за них, а не за решение различных политических проблем. Именно тогда Уик- лиф разработал свою полемическую концепцию, названную «Господство посредством благодати».

Отвращение Уиклифа к стремлению католического духо­венства прибрать к рукам как можно больше материальных бо­гатств продолжало неуклонно расти. Концепция «Господство посредством благодати» подразумевала, что все в этом мире принадлежит Богу и человек имеет право на получение чего- либо лишь тогда, когда он освободился от греха. Уиклиф счи­тал, что католическая церковь сильно погрязла в грехах, по­этому он выступал против владения Рима английскими земля­ми. Он чувствовал, что церковь, прежде всего, должна соответ­ствовать духовным потребностям людей и заботиться о них, обращая к Иисусу Христу. Уиклиф считал, что, владея боль­шим количеством земли и живя в чрезмерной роскоши за счет других людей, церковь утратила свою духовность и ста­ла бесполезной.

Церковь прежде всего должна соответствовать духовным потребностям людей и заботиться о них, обращая к Иисусу Христу

Папство было глубоко возмущено позицией Уиклифа, по­нимая, что подобные перемены сильно повлияют на уровень благосостояния церкви, а также на ее способность контро­лировать власть и владеть большим количеством земли. В те времена Рим облагал налогами королей и целые страны, а Уиклиф, один из лучших теологов католической церкви, восстал против нее же!

​К прочтению:

Книга Джон Уиклиф. Переводчик Библии
Поделиться в соцсетях