Школа МАНТИЯ ИЗ ОБЛАКА СВИДЕТЕЛЕЙ Дэвид Брейнард

Урок 35. Дэвид Брейнерд

Дэвид Брейнерд. Биография

Освальд Смит

Пробуждение, в котором мы нуждаемся 

Предисловие

Книга О. Смита «Пробуждение, в котором мы нуждаемся» — самое убедительное доказательство необходимости пробуждения, которое я когда-либо читал. Автор действительно был руководим Духом Святым в своем труде. Его подчеркивание необходимости пробуждения через Духа Святого я подтверждаю самым сердечным «аминь». Пробуждения в Корее и Китае, которых я был свидетелем, вполне соответствуют пробуждениям, к которым призывает эта книга.

Вполне своевременно обращает внимание О.Смит на человеческие приемы современного пробуждения. Если бы мы имели достаточно веры пребывать пред Богом в усиленной молитве веры, то несомненно были бы свидетелями пробуждения через непосредственное действие Духа Святого, и вся слава принадлежала бы Живому Богу. В Манчжурии и Китае, когда мы свидетельствовали словом и не препятствовали народу молиться, стараясь как можно меньше внимания привлекать на себя, мы были очевидцами самых дивных проявлений Божественной силы.

Если бы я обладал средствами миллионера, то поместил бы в каждой христианской семье на этом материке по экземпляру этой книги «Пробуждение, в котором мы нуждаемся» и с уверенностью ждал бы пробуждения, которое охватило бы весь мир.

Ионафан Гофорт.

Миссионер в Китае.    

Об Авторе

Доктор Освальд Смит служит ПАСТОРОМ в Торонто (Канада) с 1915 г. В начале он проповедовал в пресвитерианской церкви, потом в Табернакле Алианса; с 1928 г. он состоит пастором большой Народной Церкви, в которой насчитывается 3000 членов. Он начал свое служение еще в 1908 г., как пресвитерианский проповедник.

Его имя, как ЕВАНГЕЛИСТА, широко известно. Он проповедовал в Церкви Сперджена, Церкви Вестминистр в Лондоне, Церкви Муди в Чикаго  и во многих других больших религиозных центрах Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии.

Обладая великим МИССИОНЕРСККИМ ДУХОМ, он повел свою церковь так, что за время его служения она пожертвовала свыше трех миллионов  долларов на миссионерскую работу. Эта церковь теперь поддерживает 350 миссионеров. «Церковный Вестник» говорит о нем, что он – «пастор самой передовой миссионерской  церкви в мире».

Как духовный ПИСАТЕЛЬ, он выпустил больше двадцати книг, которые расходятся в миллионах экземпляров на двадцати пяти языках.

Кроме того, он – выдающийся ПОЭТ и записал свыше 600 гимнов-стихотворений, из которых многие известны всему миру.

В течении 36 лет он РЕДАКТИРУЕТ духовный журнал, имеющий большое распространение и пользующийся широкой известностью.

Как РАДИОПРОПОВЕДНИК, он возвещает благую весть с 1930 года. В одно и то же время, его проповеди передаются через 42 радиостанции.

Др. О. Смит – неутомимый ПУТЕШЕСТВЕНИК. Он посетил 53 страны: Великобританию, Европу, Азию, Африку, Аляску, Мексику, Соломоновы острова, Австралию, Канаду и Соединенные Штаты.

Одна издательская компания говорит о нем: «Он имеет огонь в своих костях. Все, которые слушают его, видят огонь в его сердце, его глазах и его словах, — огонь, который захватывает всех его слушателей. Бог его употребил зажечь огонь во многих местах мира».

Евангелист Билли Грэйм пишет о нем: «Имя Освальда Смита символизирует всемирную евангелизацию. Его книги были употреблены Духом Святым, чтобы проникать в самую глубину моей души и имели величайшее влияние на мою личную жизнь и служение».

“The Press”

ВВЕДЕНИЕ

Лет пять тому назад я пережил духовный опыт, вследствие которого произошел перелом в моей работе, и служение мое начало сопровождаться явлениями, которые обыкновенно отличают пробуждение.

В этой атмосфере родилось содержание следующих страниц, и хотя для изложения их я употребил пять лет, они, несмотря на это, дышат тем же духом пробуждения.

Да откроет Господь через эти страницы Своим служителям ту духовную мелкость, которая свойственна в такой большой мере нашему современному делу евангелизации и этим убедить их прибегнуть к глубокому и прочному действию Духа Святого, которое единственно способно устоять в минуту Божьего огненного испытания.

Автор

Торонто, Канада   

Глава  1

Излияние Духа Святого

В 1904 году весь Уэльс был охвачен религиозным пламенем. В то время народ ушел далеко от Бога; духовный уровень был очень низок, церкви мало посещались, и грех царил повсюду.

Внезапно, подобно могучему потоку, Дух Божий пронесся по всей местности. Церкви настолько переполнились, что не хватало помещений. Собрания длились с десяти часов утра до полуночи. Три определенных собрания имели место каждый день. Орудием Божьим являлся  в то время Эван Робертс, но проповедей говорилось мало. Пение духовных песен, свидетельства и молитвы были отличительными чертами этих собраний. Песенников не употреблялось; песни пелись наизусть, и были выучены еще в детстве. Хора не было, пение происходило общее. Не было сборов, не делалось объявлений.

Никогда до того времени в Уэльсе не было такого успеха в деле Божием. Безбожники обращались к Богу; пьяницы, воры и азартные игроки спасались; тысячи людей бросали греховную жизнь. Повсюду слышалось признание в поступках, и уплачивались старые долги. Театры принуждены были закрываться за недостатком поощрения со стороны жителей. Мулы в угольных копях, не привыкшие к человечному обращению, отказывались работать. В течении пяти недель 20.000 душ были спасены и присоединились к Церкви.

В 1835 году Тит Коан высадился на берегах Гаваи. При его первом обходе толпы народа собирались его слушать. Они его так окружали, что ему не хватало времени пообедать. Однажды так случилось, что ему пришлось три собрания, прежде нежели он успел выпить первую утреннюю чашку чая и закусить. Он сознавал необычайное действие силы Божией.

В 1837 году тлеющий огонь с силою прорвался. Почти все население превратилось в слушателей. Он проповедовал 15.000 толпе. Так как он не имел возможности посетить всех жителей, они сами приходили к нему и, таким образом, образовались собрания под открытым небом, которые длились целых два года. Не было часа, днем или ночью, когда не менее 2000-6000 людей не собирались бы слушать Слово Божие при звуке колокола, который призывал к собранию.

Люди дрожали, рыдали и громко взывали к Богу о милости; иногда возгласы бывали так громки, что заглушали проповедника; сотни слушателей падали в обморок. Некоторые кричали: «Обоюдоострый меч рассекает меня на части». Один богохульник-грешник, который пришел глумиться над тем, что происходило, упал с криком: «Бог сразил меня!» Однажды в толпе, во время проповеди перед 2000 толпой, один из присутствующих громким голосом закричал: «Что мне делать, чтоб спастись?» и молился словами мытаря; к его мольбе присоединилась вся  толпа народа. Целых полчаса брат Коан не имел возможности произнести ни единого слова, и был немым свидетелем работы Бога.

Люди, которые были в ссоре примирялись; пьяницы отрезвлялись; убийцы признавались и получали прощение. Воры возвращали украденное имущество и грешники освобождались от грехов, которые держали их в рабстве всю жизнь. В течении одного года 5244 души присоединились к Церкви. В одно воскресение было совершено 1705 крещений  и 2470 душ приняли участие в преломление хлеба. В се эти люди были некогда отъявленными грешниками, а теперь сделались святыми детьми Божиими, омытыми Кровью Христа. Когда Коан покидал берега Гаваи, он оставил за собою 11.960 душ, им самим принятых и крещеных.

В маленьком городке Адамсе, за железнодорожной линией, в 1821г., молодой адвокат направлялся в уединенное местечко в лесу помолиться. Бог его там встретил, он обратился и, вскоре после этого, получил исполнение Духом Святым. Этот молодой человек был Ч. Финней.

Люди об этом узнали и, как будто сговорившись, собрались все вместе в молитвенном доме вечером. Финней присутствовал на этом собрании. Дух Божий стал сильно обличать собравшихся, и началось пробуждение. Отсюда движение распространилось по всей окружности, охватив почти все Восточные Штаты.

Каждая проповедь Финнея сопровождалась излиянием Святого Духа. Не раз случалось, что Бог опережал его, и когда он появлялся на месте, люди уже взывали к Богу о помиловании, прежде чем он успевал обратиться к ним со словом.

Иногда сознание греха у слушателей бывало так велико и вызывало такой плач и стоны, что Феннею приходилось прекращать речь. Проповедники и члены церквей каялись. Грешники тысячами обращались к Богу. Многие годы продолжалась эта благодать. За  всю свою жизнь люди не видели ничего подобного.

Я напомнил вам о трех исторических случаях излияния Духа Святого, и можно было бы упомянуть еще о сотнях других, но этого достаточно, чтобы дать понятие о том, что я имею ввиду. Вот то, в чем мы так нуждаемся в данное время. когда я вспоминаю, как Бог посещал таким излиянием Духа Святого Китай, Корею, Африку, Англию, Уэльс, Соединенные Штаты и Острова и много других мест, но что Канада, наше собственное владение, возлюбленная страна наша, никогда еще в своей истории не испытала народного пробуждения, — когда я думаю об этом, то сердце мое надрывается, и я взываю к Богу, чтобы Он проявил Свою Божественную силу так же между нами.

Нуждаемся ли мы в этом? Слушайте! Сколько у нас церквей наполовину пустых по воскресеньям! Какая масса людей никогда не посещает храм Божий! Много ли можно насчитать молитвенных собраний в неделю, которые процветают? Где голод духовной пищи? Ах! Как это все постыдно для нас!

А миссии? – страны за пределом океана, мрак язычества – что делаем мы по отношению к ним? Причиняет ли нам беспокойство мысль об этих гибнущих миллионах? Или же мы всецело поглощены лишь личными интересами?

А те богатства, которыми наделил нас Бог, — что скажем мы об этом? Возьмем в пример Соединенные Штаты, которые в настоящее время являются самой богатой страной в мире. Большая часть золота находится в руках людей, которые носят название христианин, а тем не менее Соединенные Штаты израсходовали на жевательную резинку в течении года, более, чем на миссию. Многие ли из верующих дают на дело Божье десятую часть из того, что Он им дарует?

Затем обратим внимание на наши учебные заведения и Библейские школы и дома на миссионерском поле, где преподается модернизм. Нам говорят, что Иисус никогда не совершал чудес, не воскрес из мертвых и не родился от девы, умер за грехи наши и не вернется опять. Какое это богохульство!

Многие ли из тех, которые называют себя христианами, живут по христиански? Каково наше отношение к миру? Как мало мы сопротивляемся злу! Где те гонения, которым подвергались первые христиане? Как дешево теперь сделалось быть христианином!

А что скажем мы о проповедниках? Имеют ли проповедники влияние через слово свое? Обращаются ли люди к Богу под влиянием проповеди их? Достигает ли проповедник спасения душ? Много ли приобретается душ через проповедь Слова Божия? Дорогие друзья, мы обременены различной деятельностью в связи с церковным делом, между тем, как самая главная задача Церкви, евангелизация мира и приобретение душ для Господа, т.е. спасение погибающих, совершено забывается.

Где то сокрушение о грехе, которое мы знавали прежде? Отошло ли оно за пределы прошлого? Вернемся снова к одному из собраний Ч. Финнея. Ах, если б мы могли его вернуть опять! Он рассказывает нам о том времени, когда он держал собрания в Азаверпене, и один старичок пригласил его проповедовать в маленькой школе поблизости. Когда он пришел туда, он нашел помещение настолько переполненным, что едва нашлось ему место у входа. Он долго говорил, и под конец начал доказывать собравшимся, что они – люди, не имеющие страха Божия, потому что имели богослужения в своем участке. Сознание греха вдруг охватило их. Дух Божий сошел, как удар громовой; один за другим присутствующие пали навзничь и громко молили Бога о прощении. Минуты через две все собрание было на коленях, и Финней должен был прекратить проповедь, так как голос его не был слышен. Наконец, ему удалось привлечь внимание старичка, который сидел посреди комнаты, в полном изумлении озираясь кругом, и он во весь голос закричал ему, чтобы тот молился. После этого Финней стал обходить одного за другим, приводя каждого к Господу Иисусу Христу. Старичок остался руководить собранием, а Финней отправился на другое. Собрание это длилось всю ночь, — настолько глубоко было сознание греха. Все достигнутое на этом собрании было прочно, и впоследствии один из обращенных в этот вечер оказался очень успешным проповедником Евангелия.

Да, люди забыли Бога. Грех царит кругом, и проповедник оказывается бессильным воздействовать словом своим. Только излияние Духа Святого может прийти на помощь и вывести из этого положения. Подобные пробуждения преобразили десятки и сотни общин и могут преобразить и наши.

Вопрос в том, как нам заручиться подобным излиянием Духа Святого? Вы отвечаете: молитвой. Правильно, но есть и что необходимое до молитвы. Во-первых, нам придется считаться с вопросом греха. Если мы неправильно стоим пред Богом, и если грех не удален из нашей жизни, мы можем молиться до скончания века, и все же пробуждения не будет. «Беззакония ваши, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слушать» (Исайя 59:2).

Может быть, нашим лучшим руководителем при этом вопросе будет пророчество Иоиля. Взглянем на него. Пророк призывает к покаянию. Бог жаждет благословить народ Свой, но грех стоит поперек дороги и является препятствием к благословению. И вот, по Своей великой любви и состраданию, Он посылает на них страшный суд. Описание этого мы читаем в первой и второй главах. Суд дошел до самых ворот города. Но взгляните, как велика любовь Его! Заметьте 12 – 14 стихи второй главы, где Он обращается к народу со словами: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милостив, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения…?»

Дорогой друг, я не знаю, в чем заключается твой грех. Ты знаешь его, и Бог знает. Я только хочу, чтобы подняться с колен и прекратить молитву, пока ты не расправишься с грехом и не удалишь его из твоего сердца. «Если б я видел беззакония в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Псалом 65:18). Пусть Господь испытает твое сердце и откроет, в чем у тебя помеха пред лицом Его. Необходимо покаяние во грехе и устранение его.

Может быть, у тебя есть любимый идол и тебе придется расстаться с ним. Может быть, ты присвоил чужое имущество и должен возвратить его. Быть может, ты обкрадывал Бога, удерживая то, что принадлежит Ему. Все это меня не касается, это твое дело. Глаз на глаз с Богом должен ты разобраться.

Обратим теперь внимание на стихи 15 – 17 этой же главы: Пророк созывает собрание. Народ исповедал грех, — и грех удален. Теперь становится возможным прибегнуть к молитве. Они должны молить Бога, чтобы Он ради имени Своего, не допустил возможности народам, издеваясь, говорить: «Где Бог их?». Теперь они ревностно принялись за дело, и молитва их будет не напрасна. Слушайте! «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев… Меду притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «Пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтоб не издевались над ним народы! Для чего будут говорить между народами: «Где Бог их?»

Братья мои молитесь ли вы так? Возносите ли молитвы за этот город? Взываете ли день и ночь к Нему об излиянии Духа Его Святого? Теперь настал час молитвы. Рассказывают о прекращении пробуждения во дни  деятельности Финнея. Он тогда заключил союз с молодежью молиться при восходе солнца, в полдень и при закате солнца в течении целой недели. Излияние Духа получилось, и собрание переполнились.

Конечно, это должна быть молитва веры: молитва, которая ожидает просимого. Когда Бог влагает в сердце жажду молиться о пробуждении, это первое доказательство того, что Он желает послать пробуждение,  и слово Его неизменно. «Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»(Малахия 3:10). Обещание Его ненарушимы, имейте веру. Ожидаем ли мы пробуждения?

Обратите внимание на Быстрый ответ на прошение в 18 стихе: «И тогда» Когда  беззаконие было устранено, и они воззвали к Господу в молитве. «Тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой».Ответ не замедлит, когда условия исполнены. Мы имеем описание этого в стихах 28 – 29: «И будем после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего».

Друзья мои, дело не за Богом. Все горе в нас самих. Он желает пробуждения и более чем согласен излить Духа Своего. Но мы не готовы. Он ожидает нас; долго ли мы будем держать Его в этом ожидании?

Джонатан Эдвардс

Грешники, в руках разгневанного Бога

Проповедь Джонатана Эдвардса «Грешники в руках разгневанного Бога» – это, вероятно, самая знаменитая проповедь в истории Америки. Проповедь была прочитана в Энфилде, Коннектикут, 8 июля 1741 года на пике Первого великого пробуждения. Это типичная пуританская «пробуждающая проповедь», которая предупреждает о суде, нависшем над неверующими людьми. Она также гласит о милосердии Бога, который сохраняет Своих врагов от немедленного низвержения в ад. Один из важных для Эдвардса моментов состоял в том, чтобы каждый человек прочувствовал его проповедь, так что он тщательно подбирал слова, чтобы его слушатели воспринимали эту тему именно как реальность. Для достижения этой цели он в своих объяснениях наряду с библейским учением использовал яркие образы. В результате этой проповеди слушатели пережили драматическое пробуждение.

Некоторые книги Джонатана Эдвардса переведены на русский язык. Среди них: «Религиозные чувства» (издательство миссии «Приди и помоги»), «Божья ли это работа» (издательство «Мирт»), «Подлинное переживание» (издательство «Мирт»), и «Признаки работы Духа истины» (издательство «Dutch Reformed Tract Society»).

“В своё время поскользнётся нога их …когда поколеблется нога их” (Втор. 32:35).

В этом стихе слышится угроза Бога нечестивым, неверующим израильтянам, которые были избранным народом Божиим и жили под Его милостью; но которые несмотря на Его колоссальную работу над ними, напоминали чёрствых, безрассудных людей (Втор. 32:28). После всего, что было так заботливо сделано для них, они принесли горький и ядовитый плод, как написано в 32 и 33 стихах этой же главы. Текст, выбранный мною для проповеди “в своё время поскользнётся нога их” кажется намекает на что-то очень близкое к наказанию и погибели грешных Израильтян, которые были оставлены Богом на произвол судьбы. И это что-то можно выразить следующим:

Они всегда подвержены опасности погибнуть, подобно тому, как всегда подвержены опасности упасть те, кто стоит или ходит по льду. Это значит, что угрожающий им способ уничтожения сравнивается с возможностью поскользнутся. Об этом же самом говорится и в Пс. 72:18: “… Так! На скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти”.

Они всегда подвержены опасности погибнуть внезапно, так же как и гуляющий по льду может упасть в любой момент. Он не может предвидеть наперёд, будет ли он стоять или падать; и когда он падает, то падает внезапно без предупреждения так, как это изображено в Пс. 72:18-19: “Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как внезапно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!”.

Другая истина, которая заложена в этом стихе, говорит о том, что они без посторонней помощи сами себя подвергают опасности упасть, так же как и те, кто стоит или гуляет по льду. Им не нужно никакой помехи, их собственный вес опрокинет их вниз.

Причина, почему они ещё не упали и не падают, может быть только одна – не пришло назначенное Богом время. Поэтому и сказано, что когда оно придёт – “нога их поскользнётся”. Бог не будет больше поддерживать их на скользком месте, Он оставит их одних. И тогда они мгновенно погибнут, потому что подобны людям находящимся на краю скользкой наклонной плоскости, которые сразу же, как только будут отпущены, упадут и разобьются.

Обобщая сказанное, я могу настаивать на том, что: “Нет ничего, что удерживало бы грешных людей вне ада кроме воли Божьей. Говоря о воле Божьей, я имею ввиду Его суверенную волю, Его произвольное желание, не связанное какой-нибудь обязанностью Его участия в их судьбе или в их затруднениях. Более того, исполнению воли Божьей не помешают никакие предохранения грешных людей”. Эту истину можно выразить так:

У Бога достаточно сил, чтобы в любой момент сбросить грешников в ад. Когда Он восстаёт, люди становятся беспомощны; и даже самые сильные из них не могут противиться Ему, и никто не может избавить их от Его руки. Для Него не составляет никакого затруднения мгновенно ввергнуть развращённых людей в ад, Он может сделать это очень и очень легко. Иногда земной царь встречается с огромной трудностью, пытаясь покорить человека, который поднял восстание и имеет много последователей. Но с Богом не так! Никакая крепость или ограда не способны защитить от Его силы. И даже если бы взявшись за руки, объединилось невообразимо большое число врагов Божьих, то и тогда они были бы легко изломаны в куски. Они похожи на большие кучи лёгкой соломы перед бурей или же на огромные копны сухого сена перед пожирающим огнём. И если нам не трудно раздавить ползущего по земле червя или же перерезать тонкую нить, то гораздо легче для Бога в любое время сбросить Своих врагов в ад. Кто мы, чтобы думать, что можем устоять перед Тем, от дуновения Которого трепещет земля и перед Кем рушатся горы?

Они “заслужили” того, чтобы быть сброшенными в ад; и Божественное правосудие не отменяет этого. Оно не возражает против использования Богом Его силы, чтобы в любой момент низложить их. Более того: Божья справедливость не только “не возражает”, но и громко взывает к бесконечному наказанию их грехов. О дереве, приносящем горькие плоды Содома, Божественное правосудие говорит:

“Сруби его: на что оно и землю занимает” (Лк. 13:7). Над их головами постоянно раскачивается меч Божественного правосудия, и только лишь желание милующего Бога отводит его в сторону.

Они уже приговорены к осуждению в аду. Это значит, что они уже заслужили того, чтобы быть вверженными туда, потому что закон Божий, – это вечное и неизменяемое мерило праведности, которое Бог положил между Собой и человечеством, – стал их справедливым обвинителем и осудил их, и, таким образом, они уже принадлежат аду; “а неверующий уже осуждён” (Ин. 3:18). Каждый не обращённый человек заслуживает ада, потому что это место откуда он вышел: “… вы от нижних” (Ин. 8:23) и куда он направляется; это место назначено ему и справедливостью, и Божьим Словом, и приговором неизменяемого Божьего Закона.

Они – объекты того самого гнева и ярости Божией, которые будут преследовать их в аду. И причина, почему они не ввержены в ад до настоящего времени, не в том, что Бог, под властью Которого они находятся, ещё не разгневан на них так, как Он разгневан многими несчастными человеческими существами, испытывающими теперь мучение в аду, где они во всей полноте ощущают и переносят силу Его ярости. Бог намного более разгневан на тех, кто живёт сейчас на земле; а это значит и на тех, кто находится в этом собрании и чувствует себя легко и свободно, в отличие от уже испытывающих муки в языках адского пламени. И это вовсе не потому, что Он не замечает зло творимое живущими и не разгневан на них до такой степени, чтобы позволить Своей руке срезать их. Бог не похож на них, хотя в их представлении Он такой же, как и они. Гнев Божий горит против них; их проклятие не дремлет; преисподняя давно уже готова встречать их, огонь зажжён, пламя яростно бушует, печь раскалена и готова пожрать их. Сверкающий меч отточен и занесён над ними; и бездна раскрыла свою зияющую пасть.

Дьявол стоит в готовности в любой момент опрокинуть и схватить их, как свою собственность. Они – его. Он завладел их душами и теперь владычествует над ними. Священное Писание представляет их как “его добро” (Лк. 11:21). Бесы, стоя рядом, наблюдают за ними и караулят их, подобно алчным, голодным львам желающим своей добычи и жадно смотрящим на неё. И как только Бог отведёт от них Свою удерживающую руку, они моментально набросятся на эти бедные души. Древний змей пристально наблюдает за ними; ад широко раскрыл свою пасть; и если бы Бог разрешил, они были бы быстро поглощены и потеряны в нём навсегда.

В душах грешников царствуют адские принципы, которые если бы не Божьи ограничения, уже сейчас могли бы разгореться в них, вспыхнув адским огнём. В самой природе не спасённых людей заложено основание для мук ада. Царствующие в них с силою и полностью овладевшие ими греховные принципы и есть семена адского огня. И эти присущие их природе принципы настолько сильны, активны и жестоки, что если бы не было сдерживающей руки Бога, они бы очень быстро вырвались наружу и разгорелись подобно пламени, бушующего сейчас в сердцах находящихся под проклятием ада, порождая в них точно такие же мучения. Души грешников в Священном Писании сравниваются с бушующим морем: “А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь” (Ис. 57:20).

В настоящем Бог сдерживает их злобу Своей могущественной силой, и это подобно тому, как Он усмиряет яростные волны бушующего моря, говоря: “До сих пор дойдёшь, но дальше не перейдёшь”. Но если бы Он отнял Свою удерживающую руку, они бы вскоре всё смели на своём пути. Грех – это гибель и страдание души; он разрушителен в самой своей сущности, и если Бог перестанет его сдерживать, то душа станет совершенно несчастной. Развращённость человеческого сердца безгранична в своём неистовстве; и до тех пор, пока нечестивые живут на земле, она подобна огню, скопившемуся внутри их и сдерживаемому благодаря Божьим ограничениям; но если этому огню позволить вырваться наружу, – то он сожжёт всё с чем он будет соприкасаться; но так как сердце грешника – вместилище греха, то если бы грех не был удерживаем в нам, он превратил бы его душу в огненную печь.

У грешных людей нет и минутной гарантии того, что смерть не появится рядом. Не спасённый человек не обезопасен тем, что он здоров, что он “невосприимчив” к несчастным случаям уносящим людей из этого мира и что нет видимой опасности в обстоятельствах его жизни. Вся история мира свидетельствует о том, что ни у кого из живущих на земле нет гарантии того, что он не стоит на грани вечности и что его следующий шаг не будет в потусторонний мир.

Пути и способы изъятия людей из этого мира бесчисленны и невообразимы. Не обратившиеся к Богу подобны прогуливающимся поверх пропасти ада по гнилому перекрытию, в котором есть множество таких слабых мест, что они могут в любой момент не выдержать их. Более того, эти места не заметны для них. Стрелы смерти летают прямо среди дня, но они невидимы для их глаз. Их не может разглядеть даже и тот, кто обладает острейшим зрением. У Бога есть много различных и непредсказуемых путей, чтобы изымать грешных людей из мира и ввергать их в ад. Для того, чтобы низложить любого человека в любой момент времени Ему не нужно использовать для этого чудо или выходить за обычный ход вещей. Весь выбор путей изъятия грешников из этого мира в Божьих руках и так абсолютно подчинён Его силе и определению, что только от Его воли зависит в какой момент грешники пойдут в ад.

Ни их благоразумие, ни их попечение о своей жизни, ни даже заботливое участие в ней других, ни на мгновение не приносят безопасности не спасённым. Об этом свидетельствуют и Божественное провидение, и то, что мы можем наблюдать на протяжении всей истории. И это служит ярким доказательством того, что человеческая мудрость не сохраняет людей от смерти; иначе мы бы увидели разницу между мудрыми мира сего и всеми остальными людьми относительно их уязвимости к ранней и неожиданной смерти. Но что же мы видим на самом деле? “Мудрый умирает наравне с глупым” (Еккл. 2:16).

Все усилия и ухищрения нечестивых людей избежать ада, в то время как они продолжают отвергать Христа, обречены на неудачу. Почти каждый не спасённый, слыша об аде, успокаивает себя, что он избежит этого, рассчитывая на свои дела и на свои благие намерения, будучи уверенным, что это не относится к нему. Каждый сам себе устанавливает, как избежать проклятия и льстит себе, что его стратегия не подведёт. Они наверняка слышат, что только немногие спасаются и что большая часть людей, умирая, идёт в ад; но каждый воображает, что его собственный план спасения лучше, чем у других. Он не собирается идти в место мучения и говорит в себе: “Я и так достаточно забочусь о том, чтобы привести свою жизнь в порядок, так что неудачи не будет”.

Будучи уверенны в своей силе и мудрости, своими помыслами люди вводят самих себя в заблуждение; они верят ни во что. Несомненно, что многие из тех, которые когда-то жили под благодатью Божией, теперь находятся в аду; и это случилось не потому, что они были глупее живущих теперь, и не потому, что они не думали о своём спасении. Если бы сегодня мы могли поговорить с ними с глазу на глаз и спросить их, предполагали ли они, когда слышали об аде, что сами попадут в это место страданий, мы бы услышали один и тот же ответ: “Нет, я никогда не думал, что попаду сюда. Я рассчитывал на другое. У меня были хорошие планы и я намеревался осуществить их…, но она пришла ко мне неожиданно, я не ждал её тогда, и поэтому она пришла как вор: смерть перехитрила меня, гнев Божий настиг меня слишком быстро и во всём этом виновата моя глупость! Я угождал и льстил себе тщеславными мечтами, думая о том, что буду делать после жизни на земле, но когда я говорил “мир и безопасность”, – внезапно пагуба постигла меня.”

Бог не обещал и не обязан, даже кратковременно, держать неверующих людей вне ада. Он не обещал им ни вечной жизни, ни избавления или сохранения их от вечной смерти. Он не обещал им ничего, кроме того, что содержится в Завете благодати, то есть кроме обетований, данных во Христе. Но они не интересуются этим Заветом, они не верят ни в какие обетования и их не интересует Посредник Завета. Но что бы не воображал не обращённый человек, претендуя на Божии обетования, ни его религиозные переживания, ни его молитвы не принесут ему никакой пользы до тех пор, пока он не поверит во Христа, потому что Бог свободен от обязательства защищать его от вечного поругания.

Только рука Божия удерживает не спасённых над пропастью ада. Они заслужили этой бездны огня и уже приговорены к ней; Бог сильно разгневан на них и Его гнев к ним столь же силён, как и к тем, которые уже сейчас страдают в аду от лютой ярости Его гнева, и тем не менее, они до сих пор не сделали ещё ничего, чтобы умиротворить или хотя бы уменьшить этот гнев, и поэтому Бог не связан никаким обещанием сохранить их, дьявол с нетерпением ждёт их, и ад также готов встречать их, пламя усиливаясь сверкает, стремясь захватить и поглотить их, огонь, сдерживаемый в их собственных сердцах, старается вырваться наружу. Но так как даже в этом состоянии их совершенно не интересует Посредник, то нет абсолютно ничего того, что могло бы хоть как-то обезопасить их.

И таким образом, у них нет ни убежища, ни защиты, и ничего такого, что могло бы поддержать или сохранить их в любой момент их жизни. Есть только простое, произвольное желание и ничем не обязанное терпение разгневанного Бога.

К прочтению:

Освальд Смит. Пробуждение, в котором мы нуждаемся
Поделиться в соцсетях