«Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (Второе послание к Коринфянам 3:12-18).
Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением! Кто-то подумает: «Нет так, как Моисей»? Мне бы хоть «ноготочек» от Моисеева. Но Павел говорит, что мы действуем с таким дерзновением, нет так, как Моисей. Кто сегодня может похвалиться, что вы «как Моисей»?! А Павел говорит о чем-то большем.
Ослепленный ум – ум без глаз. Ум не видит Писаний. Ослепленный ум не видит Христа в Писаниях. Покрывало лежит на сердце. Видели ли вы стучащее сердце, когда делают операцию? Видели, как оно бьется внутри человека? Представьте, если прямо на него положить черное покрывало – вот так будет выглядеть покрывало на сердце при чтении Слова. Но когда они обращаются к Господу, покрывало снимается. Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню…
На этих людях на подиуме – маски на лицах. Очень дорогие маски! Сияющие драгоценными камнями. Что дороже? Эта маска или человеческое лицо? Эти красавицы на подиуме в шикарных масках. Это люди, которые не видят Бога, в масках. Это также христиане, только маски у них разные.
Какая маска на твоём лице?
«Имея такую надежду…» — какую надежду? Все дело в этой надежде. От нее отталкивается Апостол Павел, говоря про открытое лицо. Какую? О какой надежде он говорит? Выше в Писании читаем: «Не гораздо ли более славно должно быть служение Духа?! Ибо если преходящее славно, тем более славно пребывающее». То есть пребывающее служение Духе – и эту надежду имея, мы действуем с великим дерзновением.
Моисей, когда увидел славу Божью, подобие, со спины, он полагал покрывало на лицо, потому что народ боялся. Я не знаю, какое покрывало было на его лице. Представьте, что я сейчас так же положу на лицо материю – наверное, не просто тряпку, но какую-то симпатичную ткань – чтобы внутри вкусно пахло, чтобы снаружи были стразы, окроплю ее по концам, вышью на ней лилию золотыми нитками, потом приделаю убор на следующее собрание, почувствую, что она немного «некомфортна», на плечи «запущу», потом подумаю, что, возможно, ее можно опустить до пола… Постепенно из этой мантии сделаю деноминацию. Так и происходит. Сначала – слава, а потом – деноминация. Сначала Вэсли, а потом – Англиканская церковь, сначала Лютер, а потом – лютеране.
Моисей скрывал славу, но мы не должны так. Покрывало снимается Христом. Снимайте покрывала! Если бы сейчас был Моисей, может быть, он полагал бы славу, а если был бы Павел, он открывал бы славу. Сегодня мы должны понять, что славу нужно открывать. Понимаете? Это совершенно другая концепция хождения в Духе. Открывать славу. Обращаются к Господу, и покрывало снимается.
Где Дух Господень – там свобода. Дух и свобода – соединены в одно. Там, где Дух Господень, там – свобода. Я чувствую, как контролирующие силы хотят меня сжать, сдавить: как я должен выглядеть, как я должен вести себя, какая должна быть кафедра, как ведет себя проповедник за кафедрой, как я должен говорить и так далее. Есть много вещей позитивных, которые меня сдерживают. Но есть многие вещи негативные, которые меня сдерживают: как подумают обо мне люди, могу ли я открывать свой дух, распахивать его до конца, или все-таки я попаду под осуждение, под зависть, я попаду под суды.
«Мы открытым лицом… потому что, где Дух Господень, там свобода». «Открытым лицом, как в зеркале» – ты в зеркало смотришься – весь открытый, ты не скрываешься, но рассматриваешь себя. Давид писал, что он «дивно сотворен». «Взирая на славу Господню»… Давайте воззрим на славу! Стефан увидел славу, Моисей видел славу, Иоанн видел славу, Иезекииль видел славу – мы должны видеть славу! Взирай на славу! Взирая на славу, мы преображаемся в образ – «от славу в славу, как от Господня Духа».
Век настал очень серьезный. Век масок. Мода на закрытые лица. Давайте откроем Венецианские маски. Есть Венецианский карнавал. История масок восходит к греческому театру в честь бога Дионисия. Это достаточно сложная и непростая система масок. Сегодня мы видим сходство с нашим временем. Это было поклонение в честь бога Дионисия. Когда Рим завоевал Европу, то римляне переняли греческую традицию ношения масок на праздники и в своих пьесах.
Твердая традиция ношения масок установилась в XIII веке. С 26 декабря до Великого Поста венецианцы стали устраивать вечеринки, носить маски. Вообще-то это время поста, но они стали устраивать празднества в масках, главная цель которых была – скрывать лицо, чтобы грешить – и тебя не было видно. На этих вечеринках высшие и низшие классы смешивались. Это было выгодно – скрыть личность – с целью проституции, незаконной торговли, политических убийств, азартных игр. (Что-то слышно новости из сегодняшних газет). И в 1436 году установили правила изготовления масок. Настолько сильно это движение стало набирать скорость. Люди становились неуловимыми, невозможно было определить, кто скрывается за маской. То есть, было время, когда маски можно было носить круглогодично. Ты выходишь в Венеции на улицу – а там все в масках. Потом это перешло в карнавалы. Но сначала это было разрешено, пока они не поняли, что это проклятие для всех, они испугались, стали издавать законы на маски, потому что люди творили беззаконие безнаказанно.
Есть учение по Венецианским маскам – это восемь масок по вертикали и восемь – по горизонтали. Каждая маска имеет свое название и свою суть. Представьте себе: шестнадцать узаконенных типов масок. Горизонтальная – это плоскость земли, и вертикальная – это плоскость духовности. Очень много мистики вокруг этого. Если ты встречаешь вертикальную маску – ты встречаешь свое «я».
Маска «Доктор Смерть» (с длинным клювом) была специально изобретена для того, чтобы человек не подхватывал болезни, передающиеся воздушным путем. Врачи приходили в таких масках к больным. Поэтому если к тебе пришла такая маска, значит, ты смертник.
Таким образом, они установили, профессию изготовления масок. Потому что все это нужно было систематизировать. Профессия изготовления масок была официально признана и получила свой устав. Но интересно, что между 1530-60 годами в гильдию вступили всего одиннадцать мастеров, включая женщин.
Первый закон вышел в XIII веке – маски в повседневной жизни. Венецианская республика упала в конце XVIII века, и закон разрешал носить маски большую часть года. Тогда эти маски было невозможно снять с людей. Представляете себе – люди любили носить маски, закон вышел, что маски можно было носить большую часть года. Аристократия использовала макси во время собраний правительства. Подумайте с пророческой точки зрения об этом. В XVIII веке Венеция пала как республика. Это что-то невероятное. Это пир во время чумы. Это если бы ты попал туда – что бы ты переживал?
Венецианцы создали город, который предлагал все виды приключений и развлечений. Маски олицетворяли свободу действий. Маски сняли ограничения и вошли в повседневную жизнь. В казино можно было играть только в маске.
С 70-х годов маски пережили возрождение. Сейчас мы также переживаем возрождение масок.
Мы не будем перечислять всю мифологию масок, но вот несколько типов.
Маска «Баута». Носилась с красной накидкой и шляпой-треуголкой. Удобно для говора и еды. Их носили члены правительства.
Маска «Коломбина». Она была придумана для женщин, чтобы не скрывать красоту лика.
Маска «Вольта». Призрачное лицо. Носилась с треуголкой и черным плащом.
Маска «Моретта». Это маска, имевшая название «молчаливое очарование». Ее носили женщины, чтобы не разговаривать. Маску нужно было держать ртом за пуговицу, таким образом, это мешало разговаривать. Например, с мужчинами-монахами в мужских монастырях. Вот это хорошая маска.
Маска «Доктор смерть» или «Чумной доктор». Символ того, что смерть пришла, но не всегда.
Маска «Гатто». Кот – также один из символов для Венеции.
Маска «Шут». Человек многосторонний, есть даже признак процветания и так далее. Чиновник по особым поручениям.
Общество в этом двигалось. Видите, у каждой маски есть правила. Когда ты ее встречаешь, ты понимаешь, что это за тип. Ты не просто надел какую-то маску. Ты должен выбрать ее по горизонтали или по вертикали. Вертикаль – это мистические вещи.
Мы не будем упоминать имена всех этих богов. Но что мы хотим сказать. На самом деле, это не шутки. Есть демоническая подоплека. Потому что есть много мистики, особенно по вертикали. Это небесная роль. Горизонтальные макси – это, например, «Изящная служанка», грешница, там полное предательство, разврат; или «Венецианская дама» – символ всех человеческих пороков. Если ты встречаешь такую девушку, то понимаешь, что нормальная женщина такую маску не наденет. Надеть такую маску – несет конкретное послание – кто ты внутри.
Если пророчески посмотреть на эти вещи, то сегодня идет возвращение в эти вещи. Весь мир в масках. Вы подумайте над этим. Это нужно еще исследовать. Я вам кидаю этот вызов, пророки! Исследуйте, что происходило в Венеции, почему это уходило и всплывало снова, и почему сегодня наступило время возвращения.
Давайте посмотрим на сегодняшние маски. Чем они отличаются? Гламурные макси, маски от ведущих фирм мира. Что они несут, какое послание? Вы ловите эту мысль? Не отнеситесь к этому легкомысленно, будто я просто крыл вам историю.
Насколько была развита философия масок в Венеции, горизонтально и вертикально, это крест, горизонтально – это человеческий типаж, и вертикальный – небесный, мистический. Если в Венеции кто-то надевал маску доктора смерти, значит, он вел себя соответственно – нужно было быть мистической фигурой; маску «изящной служанки» могла надеть только развратная женщина, которая «вешалась» на любого прохожего, смеялась открыто, то есть, приличная женщина никогда не выбрала бы такую маску, это блудница с большой буквы, Вавилон; если женщина выбирала маску с пуговицей – значит, она могла идти в монастырь, чтобы общаться Богом.
Человек хочет носить маски – в этом есть определенная психологическая тема. Сегодня приходят в моду макси, которые так же закрывают все лицо. Давайте посмотрим на ролевые сегодняшние маски. Молодежь нуждается в ролевых играх. В наше время они двинулись в косплей. Эти подростки выбирают героев, которых не существует, фантазийных героев. Они делают разные операции, наращивают уши, видоизменяют какие-то части тела, чтобы походить на героев. Целое движение косплея, где они носят ролевые маски. Это все герои фильмов или аниме. Это серьезные вещи.
Мы должны понимать, что происходит в этом мире. Мы рассмотрели три вида масок – мы начали с учения и тайн Венецианских масок, прошли через маски косплея, мы видим маски во время «Короны», – но все это человек, который хочет скрыть лицо! В самом начале мы прочитали место Писания, что как Моисей, который закрывал лицо, мы всегда хотим закрыть свое лицо. Но Иисус открывает лицо. Писание говорит: «открытая слава».
К сожалению, четвертый тип масок – это духовные маски. Есть в церкви распространенная маска – маска духовного человека. Это очень образноЮ но тем не менее.
В церкви «Венецию» не делайте! Потому что у них было восемь горизонтальных и восемь вертикальных масок, а у нас восемьдесят горизонтальных и восемьдесят вертикальных.
Какую роль играешь ты? «Процветающий»? За какой маской ты скрываешься? «Жена пастыря» – это страшная маска, она такая тихая, но повелевает всем, что она скажет, так и будет. Или «рукоположенный», или «нерукоположенный»… Мы не будем перечислять все эти маски. Что же нам делать? Ты спросишь: «Я уже не понимаю, где я! Что мне делать?!»
Хождение в Нем! Преображаясь в Его образ, переходя от славы в славу. Может, твоя маска потускнела? Может, ты устал сам играть роль? Для молодежи надо скрывать свою депрессию, для пастыря – что он мог поругаться с женой, например, человек, который не молится, заходит в церковь, молясь… Маска «апостольская» – это надо еще постараться, желательно рубашку новую купить и машину поменять и хотя бы несколько чудес рассказывать из своей жизни. И так далее. Мы проходим «катком» по религии.
На самом деле, это глубокие вещи. Чтобы не играть никакую роль. Вообще ничего не надо играть. Мы проповедуем правильные и хорошие вещи.
Я хочу, чтобы мы подумали и, действительно, освободились, потому что там, где Дух Господень, там свобода. Нам нужно создать такую атмосферу в наших церквях, где мы можем быть сами собой. Где не будет играться какая-то роль. Где не транслируется, что делать, но все понимают, что вот так нужно себя здесь вести.
Например, холодность. Где все боятся сказать что-то не так, потому что на тебя так глянут, что ты нарушил «понятия». Брат искренний, а ты, может быть, просто завидуешь ему… Это все надо убрать, чтобы не осталось у нас ничего из прошлого, чтобы мы освбодились и были сами собой, потому что время настало.
Одна из самых больших радостей в моей церкви – что мне не надо здесь притворяться. Я могу веселиться и радоваться. Но я еще не на сто процентов освбодился. Я хочу участвовать вместе с Господом в создании такой церкви, чтобы это был дом. Дом мира, дом шалома, где ты был бы принят всегда, где тебя любят, где ты любишь, и не потому, что ты это делаешь или ты вот такой, а потому что ты, какой есть, принят дома.
Для этого маски не нужны! Даже если твоя маска очень дорогая, она стоила тебе десятки лет театральной игры, ты мастер игры, даже если у тебя несколько масок. Ты скажешь: «А что от меня останется? Маленький пупсик?!» Новый человек и старый. Они побегут в разные стороны, один потонет в «болоте», и туда ему и дорога, это ты ветхий, а второй пусть растет – это новый человек, это уже не маска, это опыт с Богом и хождение в Нем!