Я хотел бы поделиться на тему «Вопросы Бога». Вопросы Он задает не потому, что не знает ответа, у Него другая цель — Он хочет, чтобы мы сами себя услышали, когда отвечаем на эти вопросы. Конечно, Бог знает все, Он не нуждается в том, чтобы у кого-то что-то спрашивать. Но Он хочет, чтобы мы сами начинали думать, инициировать свой разум — включить дух инициативы, чтобы мы сами себя слышали и знали. Мы многое знаем правильно, а иногда — неправильно. Господь задает вопрос человеку и внимательно слушает, как он ответит на них.
Несколько вопросов, которые задает Бог. Я бы даже назвал эту тему «Миссионерские вопросы Бога к человеку». То есть, эти вопросы ведут нас не просто к тому, чтобы мы правильно ответили, они имеют направление в одну сторону. Они подвигают нас к миссии.
Наш Иисус Христос — Мессия. Подумайте над этим. Он посланный Богом — Мессия, Христос, Помазанник. Он пришел в этот мир Посланный, чтобы исполнить посланничество. И мы с вами не просто христиане, которые уверовали и должны жить в аэропорту. Мы посланы с определенной целью. И когда мы теряем эту цель — мы теряем смысл нашего существования на земле. И естественным образом, мы не можем быть счастливы и иметь блаженство в своей жизни, потому что по умолчанию мы должны жить как посланные люди.
Миссионерская тема — не популярная. Если вы назовете свой контент «процветание», «исцеление», «личное счастье» — просмотры будут высокие и большие. Но если вы назовете «миссия», то просмотры упадут в разы. Интересует только личное обслуживание благодатью самой персоны, индивидуума. А миссия народам христиан не интересует. Это говорит о том, что Тело Христа больно — больное эгоизмом, больное заинтересованностью в себе. Мы хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы у нас увеличилась зарплата, исцелились болезни и так далее. Но я не хочу быть больным. Я пришел сюда не угождать человеку и не слушать, что мне приятно, а услышать правду Божью. Я сегодня за этим здесь.
Недавно мне попалась на глаза книга ордена иезуитов. Они заходили в самые опасные места, куда никто не хотел идти.
Они шли в самые непроходимые места — бесстрашные воины Христовы. У них даже были офицерские звания.
Мне попалась одна интересная мысль, и я хотел бы озвучить ее.
Орден иезуитов был флагманом в XVI веке среди католиков в деле миссии. Почему другие ордена искали созерцания, упокоения, глубин в теологии, а они — именно в миссии?
Они раскрыли возможности межцивилизованного диалога. Тогда не было самолетов, скоростных машин, и они увидели необходимость евангелизировать планету. Они собирались и разбирали вопрос межцивилизационного диалога на основе постепенного признания равнозначности культур. Понимаете, какой взгляд? Какое расширенное видение? Какое сердце было у этих монахов — чтобы спасти планету.
В одном из писем одного викария, датированном 1583 годом, сказано: «Поскольку Господь наш Бог не дарует нам дара творить чудеса, дара языков и дара исцеления, и поскольку эти язычники так много значения придают внешним формам, необходимо к ним адаптироваться и войти к ним в дверь, дабы они вошли в нашу».
Это XVI век! Какие трезвые братья! Какая современная мысль! Какой научный язык! Какая глубина! Я так понимаю его слова — его слова родные, — и обширность интеллекта, и видение Бога, и видение Его целей — все так свежо, будто это говорит наш брат, современник. Его волновала планета. Как уравнять культуры, чтобы они были равнозначны, чтобы один народ не превозносился над другим, и принести равнозначность культур через миссию Евангелия.
Представляете, какой дух у этого человека, — что он признает отсутствие дара чудес, хотя у него он мог быть больше, чем у всех нас. И тогда он решает все равно пойти — и пойти в такую дверь, чтобы они вошли в нашу!
Они разработали собственную концепцию миссионерской деятельности, известную нам как «политика внутренней аккомодации», направленную на социальную интеграцию миссионеров в культуру нехристианских обществ.
И до сих пор «в историографии сегодняшних тенденций рассмотрения концепции евангелизации как результата спонтанной деятельности отельных миссионеров, это сохраняется как высочайшая идея».
Кому это надо? Что мы ожидаем от сегодняшней проповеди?
Господь задает первый вопрос человеку: «Ты где?»
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «[Адам,] где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Бытие 3:9-10).
Он не сказал: «Господь, я в беде, я остался без Тебя, не в Твоей воле, объелся всего, что отравило цель моей жизни, наелся того, что ты запретил, — вот, где я». Нет, Адам убоялся, скрылся, он не ответил на вопрос.
Дальше Господь спрашивает: «А что у тебя в руке?»
«И сказал ему Господь: «Что это в руке у тебя?» Он отвечал: «Жезл»(Исход 4:2-3).
Открой свою руку и посмотри, что у тебя есть для людей. У вас есть, что дать им. Господь знал, что у него в руке, и этого было достаточно. Жезл. Им можно убить врага, копать колодцы, жезлом можно выбить из скалы воду, жезлом можно делать все — и даже древо посадить. Жезл в руке — это универсальное средство, чтобы исполнить всю волю Божью. Бог говорит, что у вас есть все для миссии.
Третий вопрос, который Господь задает: «Что ты здесь?»
Я и себя так же спрашиваю. И не каждый из нас скажет, что он хочет услышать волю Божью, чтобы ее исполнить, потому что это будет неправда.
«И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: «Что ты здесь, Илия?» Он сказал: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе» (Третья книга Царств 19:9-10).
Четвертый вопрос: «А что ты хочешь?»
«Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» (Марка 10:50).
И слепой ответил: «Чтобы мне прозреть!» Да, слепому тяжко. И речь, прежде всего, идет о духовном прозрении. Я хочу молиться сегодня, чтобы нам прозреть. Давайте прозрим. Давайте внутренне прозреем, молитесь внутренне, слушая это Слово, чтобы услышать Его волю. Чтобы не моя воля была оприходованна Его благодатью, а Его воля в моей жизни.
Пятый вопрос, который задает Бог: «Проси, что дать тебе!»
Хотеть — это одно, а просить — уже другое. Это прогресс. Я могу хотеть вечно, но ни разу не попросить. А потом, под конец жизни, сказать, что ты всегда хотел этого, но не просил, потому что думал, что Он не даст. Господь говорит: «Не имеете, потому что не просите». И Он спрашивает не то, что ты хочешь, но говорит просить, что тебе дать.
«И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: «Проси, что дать тебе» (Третья книга Царств 3:4-5).
После такой обильной жертвы Соломона Бог говорит ему просить, что дать. Он ждал до самой последней жертвы, не прерывал, терпел, пока Соломон все сделает. И явился ему и сказал: «Проси, что дать тебе».
Это такой серьезной вопрос! Особенно к тем, кто уже в зрелом возрасте. Если твои самые большие подвиги позади — получается, ты умираешь. Если то, что ты сейчас можешь говорить, было в прошлом, все твои лучшие свидетельства — о прошлом, если твои свидетельства не твои, а чужие, — нужно все менять. Мы говорили, что нужно переходить от проповеди идей к свидетельствам деяний Бога в твоей жизни сейчас. То, что я хотел бы видеть в жизни своей и моих братьев и сестер, — чтобы они перешли от идей в проповедях, от мыслей интересных — к свидетельствам. Ведь все деяния Апостолов — это свидетельства. Евангелие о Христе — это тоже свидетельство. Я лучше послушаю живое свидетельство, как Бог действует, чем очередную идею. Переходите от идей — к свидетельствам. Но чтобы свидетельства были, нужно действовать. Иисус живой, Он действует. Поэтому нужно перестать употреблять теологические синодальные буквы и начинать жить.
Свидетельства нужно иметь свои. А для того, чтобы они были, нужно работать. Вот, о чем я мечтаю, — чтобы братья и сестры вставали и рассказывали свои живые истории. Свежие. Вот, как надо жить. Это и есть настоящая проповедь жизни. Это есть Слово жизни. Рассказывать живое свидетельство о себе, которое сейчас происходит. А чтобы так делать, нужно жить с Богом.
Поэтому Господь говорит: «Проси, что дать тебе?» Иногда стыдно задать такой вопрос, потому что если он начнет говорить правду, надо будет уши закрывать.
Шестой вопрос, который задает Господь: «Где разводное письмо?»
«Так говорит Господь: «Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? Или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша» (Исаии 50:1).
То есть, Господь нас не отпускал. Он не отпускал нас от нашего призвания, Он не дал нам «увольнительную», Он не подписал нам увольнение от Великого Поручения, Он не подписал нам развод. Все продолжает быть в силе — Его призыв, Его призвание. Его призыв, в котором Он призывает нас служить всем сердцем, в силе лежит на столе Господа Бога. Нет разводного письма. Все то, что сказано, все, куда Господь посылает нас сегодня, — остается в силе. Все такое же, как вчера, как год назад. Нет разводного письма. Нет отказа от миссии. Нет права у нас — уходить от Великого Поручения.
Седьмой вопрос: «Кто пойдет для нас?» Не кто скажет «Аминь!», — а кто реально пойдет.
«И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня» (Исаии 6:8).
Вот тикая простота, чистота и высота.
Восьмой вопрос: «Что ты видишь?»
«И было слово Господне ко мне: «Что видишь ты, Иеремия?» Я сказал: «Вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» ( Иеремии 1:11-12).
Верно видеть — это очень важно. Видеть нужду, видеть людей, как овец, не имеющих Пастыря: вот они идут праздно — за зрелищем, за счастьем, они ищут Его, но не знают об этом, а голоса нет. Ты видишь, Иеремия, видишь эти народы, видишь в людях погибающих овец. Видишь ли ты архитектуру городов или погибающие народы? Что ты видишь?
И последний вопрос: «…скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? — Скажи: вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привел их к себе в Вавилон. И взял другого из царского рода, и заключил с ним союз, и обязал его клятвою, и взял сильных земли той с собою…» (Иезекииля 17:12-13).
Эти события до тебя что-то значат? Господь говорит: «Задумайся — что это значит. Услышь голос Мой через это все».
И вот он спрашивает, что все это значит: «Но тот отложился от него, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли?» (Иезекииля 17:16).
И Бог отвечает, что это все значит: «Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царем, и которому данную клятву он презрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне» (Иезекииля 17:16).
Вот, что это значит. То есть, Господь спрашивает пророка Иезекииля. И Он хочет научить его читать знаки Господа, чтобы мы понимали — что значат все события, которые происходят в нашей жизни. Это же должно что-то значить! Что значит то, что происходит лично с тобой, вовне, внутри тебя, в твоем народе, в твоей стране. Ты же должен понять, что все это значит.
И Господь задает этот вопрос тебе сейчас. И мы должны быть честными.
Апостольская церковь, обращенная на миссию, о которой мы говорим сегодня, имеет верное видение мира, она понимает картину мира, она думает о планете, а не только о своей маленькой жизни — меркантильно — о своей семье, как ее покормить, о своем городке, о своей маленькой церкви. Апостольская церковь имеет видение мира.
Апостольская церковь имеет сердце к народам. Это не просто показывать фотографии и «промаливать» их. Поезжай туда! Ты скажешь, что нет денег? — Есть. У тебя есть телефон, машина и так далее.
Апостольская церковь имеет в сердце призыв Бога. Она всегда имеет призыв, ее будоражит, она не может спать спокойно: «Кто пойдет для Нас?»
Апостольская церковь имеет благодать наделения, жертвы. Она имеет благодать давать, она — дает.
Апостольская церковь имеет огонь Божий для народов. Она горит о народах. Она горит о миссии, о благовестии. Может быть, церковь еще молодая, небольшая, но она начинает возводить в понимании народов, начинает дальше промаливать, дальше идти. Она расширяет усиление — от благовестия и личного свидетельства идет к евангелизации, от евангелизации идет к миссионерству, насаждению церквей. Надо думать об этом, надо молиться и видеть это. Пастор должен быть Апостольский человек. Чтобы Деяния Апостолов для него было настольной книгой. Это две книги самые актуальные. Для внутреннего созидания — это Апокалипсис, откровение. И для действия церкви — Деяния Апостолов, как созидать церковь Христову.
Чем отличается куча кирпичей от дома? Тем, что священство создало дом. А куча кирпичей — это просто собрание верующих людей, но это еще не дом Господень, потому что священство возводит в эту структуру.
Апостольская церковь имеет передовое видение призыва. Передовое видение Господа к церкви Христовой.
Я говорил сегодня не проповедь, но волю Божью. Бог задает эти девять вопросов к человеку. Ответьте на эти вопросы. Примените их к себе. Начиная с первого — «Ты где?» В чем ты? В чем твоя жизнь по отношению к воле Божьей? И заканчивая последним — «Что это все значит?»
Я говорю твердо, но мы хотим слышать волю Божью. Хочется слышать правду. Я не хочу тратить время на другие вещи, которые не являются правдой. Мы призваны не только веровать, но и страдать за Господа.
«И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откровение 6:6).
Хиникс пшеницы — это курс доллара за динарий. Господь пишет нам об этом курсе в Откровении. Представляете себе? В третьей печати. Он говорит, что у нас будут потрясения экономические, когда за динарий будут отдавать всего лишь хиникс пшеницы. Такая дешевая денежка будет у вас. А если совсем плохое питание — то тогда три хиникса ячменя. Это все в Откровении сказано — про курсы.
Но что дальше говорит Господь? — Елея и вина не повреждай! То, что экономическую систему трясет — это не так важно. Важно, что елей как был, Дух Святой — он не должен быть поврежден. И вино силы, благодати Божьей не повреждается.
Нам не был дан отпуск, не было распоряжения для нас сместить и понизить планки о елее и вине. Как было на Апостольской церкви повеление — ходить в силе — так и осталось. Не важно, сколько стоил динарий, может быть, сто хиниксов пшеницы можно было купить за динарий, а сейчас всего один. Может быть, экономическое положение нас захватывает все больше и больше сейчас — не важно. Важно — елея и вина не повреждай.
Поэтому не повреждайте этого послания — «Кто пойдет для Нас?» Мы не имеем права повреждать вино, не имеем право повредить елей. Никто нам этого права не давал. И то, что я вам сейчас говорю, — не повреждайте вина, не повреждайте елея. Потому что это поручение остается в силе — «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари, во все народы».
Это поручение остается в силе! Не важно, что у тебя дома, на важно, чтоб тебя с экономикой. Елея и вина не повреждай!
Да поможет нам Бог! Я надеюсь, вы услышали это послание. Пусть Бог благословит нас и дарует нам чистое сердце!