Уильям Кэри
Исследование об обязательствах христиан по отношению к обращению язычников
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Марк 16:15
Поскольку наш благословенный Господь заповедал нам молиться Отцу, чтобы Его Царство пришло и Его воля исполнялась на земле, как и на небе, Он повелел нам не только желать, чтобы это совершилось, но использовать все возможности для распространения знания о Его имени. Чтобы совершить это, необходимо, чтобы мы были в определенной мере знакомы с религиозным состоянием мира. Не только потому, что мир есть сфера, к которой мы должны обратиться, чтобы принести Евангелие нашего Искупителя, но даже из простого чувства человечности нам следует иметь склонность к добросовестной деятельности в нем, которая будет одним из самых сильных доказательств того, что мы являемся причастниками благодати и имеем тот же дух всеобщей доброжелательности и подлинного человеколюбия, который столь ясно виден в характере Самого Бога.
Грех появился среди сынов человеческих в результате падения Адама и с тех пор распространил свое пагубное влияние. Изменив к нашему времени свои формы, он вырос в десять тысяч раз и постоянно противодействует замыслам нашего Бога. Можно было бы предположить, что память о потопе стала бы передаваться от отца к сыну и тем постоянно удерживать человечество от нарушения воли своего Создателя. Но человек оказался столь ослеплен злом, что во времена Авраама оно преобладало на всяком месте обитания людей, и, наконец, беззаконие аморреев исполнилось. Идолопоклонство распространялось все больше и больше и, наконец, семь народов были отвержены Богом с явными знаками Его гнева. Тем не менее распространение зла не только не было остановлено, но сами израильтяне слишком часто объединялись с другими народами против Бога Израиля.
Тем не менее Бог неоднократно возвещал о Своем намерении окончательно разрушить царство дьявола и уничтожить все его дела, и Он создал Свое Царство и интерес к нему среди людей с тем, чтобы распространить его повсеместно, как сатана распространил свое. Именно для этой цели Мессия пришел и умер, чтобы удовлетворить правду Божию и оправдать всех, кому дано верить в Него. И когда Он отдал Свою жизнь и воскрес, Он послал Своих учеников проповедовать благую весть всякой твари и постараться всеми возможными методами донести до потерянных мир с Богом. Они пошли на свое дело в соответствии с Божьим поручением, и прекрасный успех сопутствовал их труду; цивилизованные греки и нецивилизованные варвары узнали о Кресте Христовом и приняли Его как единственный путь спасения. С апостольского века были сделаны и многие другие попытки распространения Евангелия, которые были весьма успешны, но несмотря на это, значительная часть человечества все еще погружена в языческую тьму. Эти попытки по-прежнему предпринимаются, но они незначительны по сравнению с тем, что может быть сделано, если все христиане душой и телом отдадутся Божию повелению в этом вопросе. Некоторые мало думают об этом, другие незнакомы с состоянием мира, а другие любят свои богатства больше, чем подобает братьям.
Поскольку этот вопрос должен быть поставлен на более серьезное рассмотрение, я должен спросить, к чему нас обязывает поручение, данное нашим Господом Своим ученикам, рассмотреть целесообразность предпринимаемых нами усилий и обсудить обязанности христиан как таковых в этом деле.
Сохраняет ли силу поручение нашего Господа Своим ученикам?
Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением поручил Своим апостолам идти и научить все народы или, как пишет другой евангелист, идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. Это поручение было настолько широким, насколько это возможно, и, следовательно, оно является обязательством обращаться ко всем странам и народам мира и проповедовать всем их жителям без какого-либо исключения или ограничения. Именно таким образом апостолы исполняли это повеление, и сила Божия пребывала с ними. Многие попытки такого же рода были предприняты до сего дня и имели различный успех, но дело еще не совершено и, более того, некоторые люди порицают требование иметь сегодня усердие и настойчивость, с которым относились к нему первые христиане. Кажется, многие считают, что поручение в достаточной мере исполнено, что апостолы и многие другие люди сделали то, что требовалось для спасения наших соотечественников, и что если Бог хочет спасения язычников и привлечения их к Евангелию, Он так или иначе даст им Евангелие. Именно потому эти люди сидят на месте и не утруждают себя никаким беспокойством по поводу огромной части своих собратьев-грешников, которые до сих пор потеряны в невежестве и идолопоклонстве. Кажется, также в некоторых умах есть мнение, что апостолы имели чрезвычайные полномочия и не оставили надлежащих преемников, и потому многие вещи, которые приличествовали им, совершенно неоправданны для нас. В отношении таких людей и взглядов я хотел бы высказать следующие замечания.
Прежде всего, если заповедь Христа научить все народы могут исполнять лишь апостолы или те, кто вслед за ними пользовался непосредственным вдохновением Духа Святого, то и крещение не должно осуществляться всеми христианами, как считают квакеры, которые не совершают водного крещения.
Во-вторых, если заповедь Христа научить все народы касается только апостолов, то все обычные служители, которые пытались принести Евангелие язычникам, действовали, не имея на то права, и должны были быть отосланы обратно. И хотя Бог обещал язычникам славные вещи, послав к ним Евангелие, те, кто приносит их, или должны иметь новое и особое повеление с небес, или они не имеют никакого права их нести.
В-третьих, если заповедь Христа научить все народы распространяется только на апостолов, то, несомненно, обетование присутствия Бога в этом деле должно быть ограничено во времени, но оно формулируется таким образом, что прямо исключает эту идею: вот, Я с вами до скончания века.
Несомненно, есть случаи, когда заповедь Божия может перестать быть обязательной, например, если она напрямую отменена, как заповеди еврейского церемониального закона, или если в мире нет никого, для кого она осуществлялась, как в случае с законом о юбилейном годе, который не применялся, если в стране не было людей, нуждающихся в прощении долгов (Втор.15.4); или, если наряду с Откровением дается повеление, равное по силе изначальной заповеди, как Павлу и Силе, которые не были допущены Духом проповедовать в Вифинию (Деян.16.6-7); или же, если по природе нет возможности исполнить заповедь. Павел не имел обязанности проповедовать Христа жителям Антильских островов, потому что он не знал о существовании такого места и не имел никакой возможности до него добраться. Но ничего из этого нельзя сказать по поводу нашей беспечности исполнять поручение Христа. Мы не можем сказать, что оно отменено, как заповеди обрядового закона, и мы не можем сослаться на какое-либо повеление, данное нам позже. Увы, огромная часть мира, большая, чем доступна нам, все еще покрыта языческим мраком! Мы не могли бы противиться откровению, данному по отношению к какому-то конкретному народу, как в случае с Павлом и Силой, когда им было запрещено проповедовать одному народу с тем, чтобы они пошли проповедовать другому. Более того, мы можем сказать, что сегодня это невозможно. Говорят, что мы не можем решать сами, но должны ждать водительства Провидения; но точно так же мы вправе сказать, что мы не можем игнорировать знаков Провидения, которые ежедневно обращаются к нам. Мы не можем, конечно, ожидать, что мы будем доставлены в языческий мир без обычных средств передвижения или получим дар языков, когда попадем туда. Такие вещи есть не обычные установления Провидения, но чудо. Если заповедь существует, то ничто не может сделать ее необязательной, а устранение препятствий, делающих послушание невозможным, достаточно, чтобы ее следовало исполнять. Естественная невозможность не может быть доказана, пока нет фактов, свидетельствующих об обратном. Разве папистские миссионеры не преодолевали трудности, которые мы считаем непосильными? Разве миссионеры моравских братьев не прошли зной Абиссинии, мороз Гренландии и Лабрадора, не освоили трудные языки дикарей и не столкнулись с их грубыми нравами? Разве наши английские купцы ради прибыли не преодолели трудности, которые обычно считаются непреодолимыми препятствиями для проповеди Евангелия? Мы знаем это о тех, кто торговал в Персии, Вест-Индии, Китае, не считая проклятых работорговцев на побережье Африки. Люди могут обратить себе на пользу самые варварские кланы и дикие племена и торговать при таких условиях, которые служители считают неприемлемыми для проповеди, и если моя мысль требует подтверждения на опыте, то его легко найти
К прочтению: