«Даже когда мы были мертвы и обречены на наши многочисленные грехи, Он объединил нас в самую жизнь Христа, и спас нас, благодаря Своей прекрасной благодати. Он воскресил нас со Христом, Вознесенным, и мы вознеслись с Ним в славное совершенство и авторитет Небесного Царства, потому что теперь мы совмещены, как один, со Христом. В предстоящие века мы будем видимым проявлением бесконечного, безграничного богатства Его благодати и доброты, осыпаемого нами в Иисусе Христе. Ибо только благодаря этой чудесной благодати мы уверовали в Него. Ни за какие дела мы не могли получить это спасение, потому что это был милостивый дар, который привел нас ко Христу. Итак, никто не может хвалиться, потому что спасение никогда не является наградой за добрые дела или человеческое стремление. Мы стали Его поэзией, воссозданным народом, который выполнит судьбу, которую Он дал каждому из нас, потому что мы соединены с Иисусом, помазанником. Еще до того, как мы родились, Бог заранее спланировал нашу судьбу и добрые дела, которые мы сделали бы, чтобы выполнить это».
«Тогда вы сможете открыть для себя, что испытывает каждый святой, громадная величина удивительной любви Христа во всех ее измерениях. Насколько глубоко интимной и глубоко идущей является Его любовь – бесконечная любовь за пределами измерений, которая превосходит наше понимание. Это экстравагантная любовь льется в вас, пока вы не наполнитесь полнотой Бога. Никогда не сомневайтесь в могущественной силе Бога, которая творит в вас и достигнет всего этого. Он достигнет бесконечно больше, чем твоя самая большая просьба, твоя самая невероятная мечта и превысит твою дикую фантазию. Он превзойдет их всех, ибо Его чудесная сила постоянно подпитывает тебя. Теперь мы возносим Богу всеславную хвалу, которая возносится из каждой церкви в каждом поколении через Иисуса Христа. И все, что будет явлено через время в вечности».
Хвала – это культура Царства Божьего. Поклонение – это та атмосфера, в которой мы будем обитать всю вечность. Поклонение окутывает Бога, поклонение окружает Бога, поклонение – это, чем Бог окружен, дышит, пребывает в ней. Серафимы, херувимы, двадцать четыре старца, Ангелы, Архангелы, духи, праведников, облако свидетелей – все хвалит Господа. «Все дышащее да хвалит Господа!»
Бог создал человека очень чувствительным к восторгу, к восхищению. Он создал Его эмоции так, что они реагируют на восторг чем-то прекрасным и возвышенным.
Думаю, что в каждом человеке заложено от начала зерно откровения, и все чем он восхищается в творении – это призвано подниматься все выше и выше к Творцу. Потому что мы были созданы для поклонения, как птица создана летать.
Давид предался своему предназначению: он чувствовал, что хочет петь. Он играл на гуслях. Будучи юношей, который пас овец, он окружил себя хвалой и непрестанно пропевал псалмы. Были времена, когда он ловил медведя или льва или забирал раненную овцу, – он уже был «сладким певцом» – «сладким» настолько, что когда слуги царя приводили юного Давида к Саулу, то его хвала утихомиривала демонов в царе.
Давид мечтал об одном: когда у него будет достаточно ресурсов, чтобы принести Богу достаточно мощную хвалу. Что бы вы сделали на месте Давида, если бы вы получили достаточно средств, власти и денег? Давид был «человеком по сердцу Господа», который установил сразу поклонение Богу.
«Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа и раздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина, и поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева: Асафа главным, вторым по нём Захарию, Иеиела, Шемирамофа, Иехиила, Маттафию, Елиава, и Ванею, Овед-Едома и Иеиела с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах, а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом завета Божия. В этот день Давид в первый раз, дал псалом для славословия Господу через Асафа и братьев его: «Славьте Господа, провозглашайте имя Его…» (1-я Паралипоменон, 16).
Давид дал псалом Господу через организованное прославление. Когда Давид почувствовал достаточно власти и силы, он все организовал – и высвободил свой псалом через своих музыкантов. Написано, что он сделал это в первый раз – дал псалом для славословия. Это был торжественный праздник, когда Давид начал хвалу. После этого дня он никогда ее не прекращал.
Что значит хвала в нашей жизни? Что бы вы сделали с достаточным количеством денег, возможностей, ресурсов? Кто из нас стал бы, прежде всего, устанавливать поклонение Господу? – Давид был таким. Когда власть приходит к человеку, он начинает проявлять свою реальную сущность. Кто-то забывает лучших друзей, даже мать могут родную забыть. Но Давид, имея все, о чем может только мечтать человек, побежал воздавать Богу хвалу! Помните притчу, которую рассказал Иисус, что из десяти исцеленных прокаженных вернулся только один, чтобы воздать Богу славу. Этот десятый прокаженный и был Давид. Он, прежде всего, вернулся к Богу и стал устанавливать Ему хвалу. И всю свою жизнь Давид был верен своему призванию – поклоняться. Господь недаром называет его «сладким певцом Израиля».
Я не знаю, был ли у Давида прекрасный голос. Я знаю, что у него было прекрасное сердце поклонника. Сегодня Господь хочет, чтобы мы взвесил свои сердца. Действительно – что сделаем мы, когда получим все? Если бы сейчас Господь ответил на все наши молитвы, что бы мы сделали с этими ресурсами?
Самое лучшее время – это сегодня. Нам не нужно ждать завтра. Этот день сотворил Господь. Это самое важное время – это точка вечности. Потому что прошлого уже нет, его не вернуть, а будущее еще не наступило. Живем мы сейчас. Это вопрос риторический. Наше сердце бьется сейчас.
Как мы проводим каждый день? Надевайте лучшие одежды сегодня, потому что это и есть лучший день. Ты можешь сделать каждый свой день праздником. Праздновать Иисуса, праздновать Господа Мессию! Создавайте эти дни лучшими. Этот день сотворил Господь не для того, чтобы мы были в печали, не для того, чтобы они были неинтересными, но идите как на праздник, сделайте этот день лучшим, чудным и невероятно прекрасным. Это зависит от нас.
Празднуйте Иисуса! Это внутреннее решение.
Люди сами по себе травмированы, закомплексованы, находятся под «плитой» повседневности, бытовых нужд и забот. Но разорвите этот цикл, этот круг и вырвитесь на свободу, как птица! Создайте это день дивным и чудным. Пусть он будет лучшим даже на ровном месте. Ты скажешь, что нет внешних обстоятельств, чтобы он стал лучшим. Нет! Мы не должны зависеть от обстоятельств. Наше счастье внутри, оно уже совершилось и не должно зависеть от событий, которые произошли с нами. Это внутреннее решение – сиять светом Христа. Иисус уже все совершил. Он сказал на кресте: «Совершилось!» Пусть это не будет для нас теорией, но станет нашим сильным и волевым решением – обновиться во славе.
Недавно я принял это решение – в моем гардеробе есть разная одежда, но я надеваю лучшую, чтобы прожить этот день как последний. Иду просто на работу, но я хочу быть не «хорошим», а хочу быть «лучшим»! Как однажды сказал отец своему сыну: «Сынок, не достаточно быть хорошим, ты должен быть лучшим!» Можем ли мы осознать, что поставили себе такую цель – стать лучшими у Отца? О, если бы это было так! Мы бы с вами уже видели сияние. Я очень вдохновляю вас. Создайте этот день лучшим. Пользуйтесь лучшим. Не смотрите на завтра, не экономьте, не берегите. Господь сказал, чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. Это день сотворил Господь! Не заботьтесь о том, что вам есть и что надеть. Бог питает вас.
Щедрые люди нравятся всем, а скупые не нравятся никому. К сожалению, мы часто переносим скупость на благодатные дары – переносим их на духовное измерение и становимся скупыми в духе.
Я встречал людей, которым трудно благословлять. Они не видят смысла благословлять, не видят справедливой логики. И не благословляют. Я думаю, что это не правильно. Мы должны отталкиваться от ровного места и взлетать без разбега. Нам не нужна «взлетная полоса», мы можем исчезать и появляться через внутреннее решение и быть этими чудными и дивными птицами Господа.
Может быть, для кого-то это не актуально. Мне вас жаль. Я буду праздновать Иисуса с моими возлюбленными, дивными, чудными, святыми. Как написано в Писании – «к которым все влечение мое». Он называет их дивными, потому что он видел их сверхъестественными духовными глазами. Как мы прочитали в начале – в предстоящие века мы будем видимым проявлением бесконечного, безграничного богатства Его благодати и доброты, осыпаемого нами в Иисусе Христе.
Я хочу быть, как Давид, – не под законом, но под благодатью установить жертвенник в сердце своем, чтобы быть поклонниками. Отец ищет Себе поклонников. Павел писал под вдохновением восторженного сердца, потому что знал, что это истина. Давид – ветхозаветный Апостол, а Павел – новозаветный, они были захвачены Богом в восторге и восхищении сердца. Я зову вас в этот восторг. Может быть, вы никогда не испытывали эти слезы любви. Испытайте! Это место любви, Бог еще не закрыл его.
Несколько мыслей от паломника, пилигрима.
Не страшно быть нищим. Когда нам нечем хвалиться, когда наше богатство – это бедность, когда нам нечем хвалиться ни дарами, ни служениями – у нас остается нищета. Это бедность. Есть картина, которая изображает, как Франциск Ассизский женился на госпоже бедности. Не смейтесь над этим. Это глубокая мистика. Нищета пилигрима. У него больше ничего нет. Но человек приходит к покою, потому что у него больше ничего нет.
Иногда мы стараемся себя «спасти», не упасть лицом в грязь, особенно когда стараемся быть больше, чем мы есть. Это тяжко. Когда человек осознает свою нищету, он успокаивается в Боге, нищета наполняет его душу, его тело, и он начинает по-настоящему уповать, он начинает жить в надежде.
Это необычные вещи. Мы привыкли быть «героями», «завоевывать мир». Моя гора двугорбая – там есть духовное, и есть мистическое. Но это одна гора, это не раздвоенность. Как есть Отец и Сын, так есть пророческое и творческое, есть духовное и мистическое, есть духовное и хорошее душевное. Вы думали, что есть одна вершина? Не заблуждайтесь, у Бога есть разные вершины. Перестаньте все подводить к одному знаменателю и делать вид, что вы все знаете: успокойтесь – вы ничего не знаете. Я поздравляю вас с этой свободой. Я выбираю вместо веры – доверие, а вместо знаний – любовь, вместо статистической структуры – стихию, вместо жизни в успехе – путь.
Человек, который принимает свою нищету – это человек, который не сражается за то, чтобы кем-то «быть». Он начинает радоваться скорбям, радостям – одинаково. Это понимание себя в Боге. Такой человек всегда готов понести крест со Христом, потому что он всегда нищий. Имея все, он ничего не имеет. Ничего не имея – он всем обладает.
Божий пилигрим – это не одиночество Робинзона, где у тебя все есть, и ты победил природу. Это твой выбор, ты идешь туда, чтобы уйти от тех вещей, которые приобретал Крузо. Там, находясь на необитаемом острове, Робинзон был зависим от цивилизации, он так и не остался один. Поэтому одиночество – это не одиночество Робинзона, который никого не искупил. Пилигрим порой изнемогает от своей слабости, но это и есть природа его созерцания, он принимает этот опыт как опыт духовного пути. Ему не нужно отсеивать – правильное от неправильного. Он идет. И это главное.
Иисус был Самый одиноким Человеком из всех, существовавших. Даже сомнения, растерянность, рассеянность могут быть частью созерцания. Это может погрузить человека в молчание. Но это и есть путь пилигрима. Если я не ищу знания, вопросы не докучают мне. Мне не нужны знания. Истина – это не информация. Я понял, что погоня за знаниями – это мирское увлечение. Чем больше объяснений сверхъестественного – тем меньше сверхъестественного. Сверхъестественное – это всегда тайна. Мы пытались объяснить Бога, создали теологию, но мы потеряли Его присутствие.
Пилигрим больше не задает вопросов. Он обретает уверенность в доверии. Доверие ценится больше, чем вера. Любовь больше, чем знания. Знание надмевает, а любовь назидает. Бог присутствует на нашей ничтожности, как на настоящей подлинной реальности. Кто за такое присутствие? Кто из нас ищет и любит такое присутствие? Такой человек счастлив без всяких развлечений. Ему не нужны развлечения, чтобы быть счастливым. Ему не нужны подарки. Он радуется не самим предметам, а знакам, которые стоят за ними. Он не уверен, правильной ли дорогой он идет сейчас, но он знает ту дорогу, которую ищет. Это гораздо важнее. Он просто идет. Он не видит дорогу перед собой, но когда он доходит до места, он знает, что пришел. Чем ближе он к цели, тем дальше от пути. Настоящий пилигрим не понимает пути. Но это и есть путь пилигрима.
Если бы сейчас Давид слышал меня, мы бы станцевали бы с ним. Потому что настоящий поклонник берется из-за кулис. Это не публичный человек. Он не публике берет свои корни. Он не живет на публике, его корни в темноте, в тайне. Он избрал путь нищеты по воле Божьей. Иногда он его страшит, но он снова и снова возвращается к нему. Это то место, где он встречается с Богом. Иисус сказал: «Молитесь в тайне, потому что Отец Мой, Который в тайне, воздаст вам явно». Мы знаем, что эти корни – тайный пост, тайная молитва, тайная милостыня – Христос прямо учит нас, чтобы мы имели тайную жизнь с Богом. Тайну, а не церковную структуру. Если вы будете размышлять о Боге, то увидите, что Он одинок. Но это другое одиночество. Нет равного Ему.
Мы говорили также о важности пауз. Ответы Бога – это «да», «нет» и «подожди». «Подожди» – это пауза. Бог часто использует паузы. Иногда они такие длинные, что ты начинаешь терять веру в этих вопросах. Затем Бог снова появляется и говорит: «Ныне». Бог не прагматик, Он не гонится за успехом, как мы. Ему не надо это. Он правит от начала. Он правил и будет править всегда. Он не от мира сего. Он невероятно возвышен над всем миром, принципами, правилами, над всеми нашими знаниями. И тот, кто отрывается по вертикали, он идет с Ним и смотрит на этот мир Его глазами.
Одинокому Богу тесно среди людей. Он призывает людей к Себе. Он не хочет оставаться в общении нашем, Он призывает нас в общение Свое, чтобы мы поднялись к иному общению, к Воскресшему Христу. И через одиночество Гефсимани и Гологофы совоскресли с Ним и вознеслись, соединенные на Престоле Божьем.
Это паломник, который обнищал, как Христос обнищал ради нас, ему нечего бояться – ему нечего терять. Он внутри себя принял свою бедность. Ему не нужно сражаться за свой авторитет, ему вообще не надо ни с кем сражаться. Он в безопасности. Принимая свой путь шатким, он продолжает уповать и освобождается от человеческих страхов, религиозных страхов. Может быть, становится меньше людей, которые его слышат. Но люди ему становятся не нужны. Он знает Бога в одиночестве и становится в вечном союзе с Ним. Он все больше и больше он переживает Его присутствие в нищете. Это большая и могущественная свобода. Она сегодня не популярна, потому что не приносит выгоды и популярности. Но это сладчайший путь.
Сколько слов должно сказать, чтобы быть уверенным, что мы угодили Богу? Сколько пауз должно возникнуть? Сколько мест Писаний нужно привести? Сколько раз помолиться? Как долго молиться? Что есть правильно в Божьих очах? – Никто не скажет. По какой школе, по какой таблице ты можешь оценить, было это слово «сильно», «правильно» или «неправильно»? Я избираю доверие, наслаждение в поклонении и путь.
«Будьте свободны от похвальных мнений, наполняющих гордостью, потому что они только навредят вашему заветному единству. Не позволяйте саморекламе скрываться в ваших сердцах, но в подлинном смирении ставьте других выше себя и рассматривайте других как более важных, чем вы сами. Отбросьте проявления эгоизма. Проявляйте большую заботу о том, что важно другим, а не вашим собственным интересам. И учтите пример, который Иисус Помазанный показал нам, пусть Его мышление будет вашей мотивацией. Он существовал как Бог, но Он не думал о том, чтобы обрести равенство с Богом как Свою высшую награду или что-то, что можно использовать. Вместо этого Он опустошил Себя от Своей внешней славы, уменьшив Себя до смиренного слуги, Он стал человеком. Он смирил Себя и стал уязвим, пытаясь быть раскрытым, как человек, и был послушен. Он был прекрасным примером, даже в Своей смерти – смерть преступника через распятие. Из-за этого послушания Бог возвысил Его и умножил Его величие, теперь Ему дано самое величайшее из всех имен». Осанна!